Дистанционное обучение в ХХI веке
Изучены принципы и виды организации дистанционного обучения в гимназии №177 г. Екатеринбург. Проанализированы проблемы, возникающие при дистанционном обучении у обучающихся и преподавателей гимназии. Разработана и представлена памятка по организации успешной работы в условиях дистанционного обучения «Простые шаги для успешной реализации дистанционного образования».
В 2020 году все мы оказались в новых для себя условиях работы в связи с эпидемиологической обстановкой в стране и мире. Дистанционная форма работы и учебы стала для многих единственно возможной. Появились сторонники и противники данного формата обучения. Проблема: дистанционное образование не является совсем новой формой работы, но до настоящего времени не носило массовый характер. Не все смогли перестроиться и стать успешными в обучении во время дистанционной работы.
Гипотеза: в ходе реализации дистанционного обучения возникают определенные проблемы и существуют особые принципы обучения. Если создать вспомогательную памятку по организации работы в условиях дистанционного обучения, это поможет обучающимся легче и интереснее справляться с данным форматом работы, усилит положительные моменты дистанционного обучения, снивелирует отрицательные стороны. Дистанционное обучение – это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. [1]
К современным формам дистанционного обучения относятся видеоконференция, аудиоконференция, компьютерная телеконференция, видеолекция, занятия в чате, веб-уроки. [2.21] Каждая из форм обладает преимуществами и недостатками. [3]
Таблица 1
Преимущества и недостатки видов дистанционного обучения
Виды дистанционного обучения |
Преимущества |
Недостатки |
Видеоконференция |
Двусторонняя связь. Наличие визуального контакта учителя и обучающихся в режиме реального времени. Большой охват участников процесса. |
Дороговизна |
Аудиоконференция |
Не сложен с точки зрения технического оборудования. Достаточно наличие телефона |
Невозможность видеть собеседника. Малый охват аудитории |
Компьютерная телеконференция |
Возможность работы с большой аудиторией |
Нужно хорошее интернет-соединение, технически недоступно в некоторых регионах |
Видеолекция |
Наглядно. Возможность самостоятельного контроля скорости, неограниченное число повторов |
Нет возможности уточнить или задать вопрос в случае неполного понятия материала |
Занятия в чате |
Индивидуальное обучение |
Малоэффективно при групповой работе |
Веб-уроки |
Возможность видеть собеседника. Задать вопрос |
Непродолжительны по времени. |
СДО |
Управление всеми видами обучения (электронное, очное и заочное). Проверка знаний и навыков. Анализ обучения и оценка результатов. Предоставление контента и программ. Архив учебных материалов.
|
Отсутствие индивидуального подхода к обучению; отсутствие дополнительных стимулов к изучению учебного материала и постоянного контроля обучающегося; зависимость от технической оснащенности пользователя; недостаток практических занятий; невозможность проверить устные коммуникативные навыки обучающегося.
|
Сетевой город |
доступность информации об учебном процессе для детей и родителей в любое время суток |
Скорее, удобен для контроля и систематизации, нежели для самого учебного процесса. «Зависает» при большом количестве обращений. Необходимо проводить профилактические работы |
В целом, к положительным сторонам дистанционного обучения можно отнести такие моменты как обучение в индивидуальном темпе, свобода и гибкость, доступность, мобильность, технологичность, социальное равноправие. [4]
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем, необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий, недостаточная компьютерная грамотность, необходимость постоянного доступа к источникам информации, недостаток практических занятий, отсутствует постоянного контроля над обучающимися, который для ученика является мощным побудительным стимулом, отсутствие качественного соединения - все это можно отнеси к отрицательным сторонам дистанционного обучения. [5]
Проведено исследование с целью изучения проблем и принципов дистанционного обучения в МАОУ Гимназия №177
Администрация гимназии основными проблемами при реализации дистанционного обучения считает проблемой техническую неграмотность, проблему интернет-соединения, малый опыт работы, отсутствие опыта и отсутствие эффективной обратной связи. А также сложность в организации расписания проведения онлайн-занятий, наличие только одной платформы для работы, в следствие чего частные технические сбои.
Учителя также проблемами называют перебои в работе платформ дистанционного обучения, низкую скорость интернет-соединения. Кроме того, сложности возникают из-за недостатка опыта в данном формате работы, в отвлекающих факторах, когда не находишься на рабочем месте, нехватку времени для подготовки качественного материала. А также низкий уровень самоорганизации учащихся, отсутствие общения, низкую мотивацию обучающихся, компьютерную неграмотность тогда, как присутствует перенасыщение работы с техникой. Сложностями являются отсутствие эффективной обратной связи, разные технические возможности обучающихся, меньшая, по сравнению с обычной формой обучения, продолжительность урока (30 минут).
Родители отметили технические проблемы и компьютерную неграмотность как детей, так и родителей, отсутствие обратной связи. А также главной проблемой при реализации дистанционного обучения ими была названа необходимость полного погружения в учебные материалы и программы для того, чтобы стать консультантом при возникновении сложностей у обучающихся в освоении новых тем.
Таблица 2.
Анализ опроса администрации и педагогического состава Гимназии.
Вопросы |
Учителя начальной школы |
Учителя среднего и старшего звена |
Администрация Гимназии |
Родители |
Какие проблемы возникают при реализации дистанционного обучения |
Перебои в работе платформ ДО и интернета; Отвлекающие факторы; Перенасыщение работой с техникой; Нехватка времени ля подготовки качественного материала; Низкая компьютерная грамотность; Низкий уровень самоорганизации обучающихся; Отсутствие общения; Низкая мотивация обучающихся |
Малый опыт работы; Необходимость большого количества времени на подготовку материала; Отсутствие эффективной обратной связи; Разные технические возможности у детей; Меньшая по сравнению с обычным продолжительность урока; Низкая самоорганизация обучающихся |
Отсутствие общения; Недостаточная компьютерная грамотность; Проблема интернет-соединения; Малый опыт работы; Организация расписания занятий; Проблемы обратной связи; Технические сбои |
Технические проблемы; Компьютерная неграмотность; Отсутствие эффективной обратной связи; Необходимость полного погружения в учебные программы и темы, для оказания помощи ребенку |
Каким оборудованием пользуетесь и какими принципами руководствуетесь при работе в дистанционном режиме |
Компьютер, гарнитура, платформы с готовым контентом Системность, последовательность |
Компьютер, гарнитура, ноутбук, WI-FI, наушники, микрофон Работа с полной самоотдачей, природосообразность |
Компьютер, флеш-карта, платформы ДО, Лаконичность, доступность |
Компьютер, телефон |
Какие положительные моменты можете отметить в дистанционном образовании |
Гибкий график; Применение новых информационных технологий; Доступность, открытость; Отсутствие привязки к рабочему месту; Автоматизированная система проверки; Творчество |
Большой выбор электронных образовательных ресурсов; Большой охват аудитории; Гибкий график; Автоматизированная система проверки |
Подходит для тех, кто хочет учиться; Возможность гибкого графика работы; Мобильность |
Мобильность; Развитие самостоятельности у детей |
Большая часть обучающихся начальной школы в настоящее время не готовы к дистанционной форме работы. Испытывают сложности при выполнении самостоятельной работы. Нуждаются в помощи родителей. Испытывают дискомфорт из-за нехватки общения с одноклассниками и отсутствия непосредственного контакта с учителем.
Обучающиеся среднего и старшего звена в большинстве положительно относятся к дистанционной форме работы. Легко справляются с ней без помощи родителей. Готовы дистанционно изучать предметы, которые не нужно будет сдавать при выпуске из школы и поступлении в ВУЗы.
Для более успешной работы в дистанционном формате школьников мы создали памятку-брошюру «Простые шаги для успешной реализации дистанционного образования». Памятка помогает легче и интереснее справляться с дистанционным форматом работы, усиливает положительные моменты дистанционного обучения, нивелирует отрицательные стороны.
В ходе исследования были изучены принципы и виды организации дистанционного обучения в гимназии №177. Проанализированы проблемы, возникающие при дистанционном обучении у обучающихся и преподавателей гимназии. Разработана и представлена памятка по организации успешной работы в условиях дистанционного обучения. Благодаря решению поставленных задач, цель изучить проблемы и принципы дистанционного обучения в МАОУ Гимназия №177 была достигнута.
В заключение исследования был сделан вывод о том, что дистанционное обучение продолжит свое развитие. Оно имеет хорошие перспективы при его использовании в качестве дополнительного к очному формату обучения.
Данное исследование может быть применено и использовано не только в гимназии №177. Оно может являться вспомогательным при реализации дистанционных форм обучения на разных уровнях образования, в различных регионах города и страны.
Рис.1. Памятка «Простые шаги для успешной реализации дистанционного образования
- Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса. [Электронный ресурс].URL: https://multiurok.ru/files/kursovaia-rabota-na-tiemu-distantsionnoie-obuchieniie-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa.htm (дата обращения 12.12.20, 15.12.20)
- Применение дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http://srsc44cr.ucoz.ru/roditelyam/distancionnoe_obuchenie_detej_s_ovz.pdf (дата обращения 12.12.20, 15.12.20)
- Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30349 (дата обращения (13.12.20, 14.12.20, 10.01.21)
- Актуальность дистанционного образования в России [Электронный ресурс]. URL: https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_63.pdf (дата обращения 13.12.20, 10.01.21)
- Плюсы и минусы дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения 17.12.20)