Дистанционное обучение в ХХI веке
Журнал Научные высказывания

Дистанционное обучение в ХХI веке

Изучены принципы и виды организации дистанционного обучения в гимназии №177 г. Екатеринбург. Проанализированы проблемы, возникающие при дистанционном обучении у обучающихся и преподавателей гимназии. Разработана и представлена памятка по организации успешной работы в условиях дистанционного обучения «Простые шаги для успешной реализации дистанционного образования».

Дистанционное обучение
Видеоконференция
Аудиоконференция
Компьютерная телеконференция
Видеолекция
Занятия в чате
Веб-уроки
Сетевой город

         В 2020 году все мы оказались в новых для себя условиях работы в связи с эпидемиологической обстановкой в стране и мире. Дистанционная форма работы и учебы стала для многих единственно возможной. Появились сторонники и противники данного формата обучения. Проблема: дистанционное образование не является совсем новой формой работы, но до настоящего времени не носило массовый характер. Не все смогли перестроиться и стать успешными в обучении во время дистанционной работы.

Гипотеза: в ходе реализации дистанционного обучения возникают определенные проблемы и существуют особые принципы обучения. Если создать вспомогательную памятку по организации работы в условиях дистанционного обучения, это поможет обучающимся легче и интереснее справляться с данным форматом работы, усилит положительные моменты дистанционного обучения, снивелирует отрицательные стороны.   Дистанционное обучение – это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. [1]

 К современным формам дистанционного обучения относятся видеоконференция, аудиоконференция, компьютерная телеконференция, видеолекция, занятия в чате, веб-уроки. [2.21] Каждая из форм обладает преимуществами и недостатками. [3]

Таблица 1

Преимущества и недостатки видов дистанционного обучения

Виды дистанционного обучения

Преимущества

Недостатки

Видеоконференция

Двусторонняя связь. Наличие визуального контакта учителя и обучающихся в режиме реального времени. Большой охват участников процесса.

Дороговизна

Аудиоконференция

Не сложен с точки зрения технического оборудования. Достаточно наличие телефона

Невозможность видеть собеседника. Малый охват аудитории

Компьютерная телеконференция

Возможность работы с большой аудиторией

Нужно хорошее интернет-соединение, технически недоступно в некоторых регионах

Видеолекция

Наглядно. Возможность самостоятельного контроля скорости, неограниченное число повторов

Нет возможности уточнить или задать вопрос в случае неполного понятия материала

Занятия в чате

Индивидуальное обучение

Малоэффективно при групповой работе

Веб-уроки

Возможность видеть собеседника. Задать вопрос

Непродолжительны по времени.

СДО

Управление всеми видами обучения (электронное, очное и заочное).

Проверка знаний и навыков.

Анализ обучения и оценка результатов.

Предоставление контента и программ.

Архив учебных материалов.

 

Отсутствие индивидуального подхода к обучению;

отсутствие дополнительных стимулов к изучению учебного материала и постоянного контроля обучающегося;

зависимость от технической оснащенности пользователя;

недостаток практических занятий;

невозможность проверить устные коммуникативные навыки обучающегося.

 

Сетевой город

доступность информации об учебном процессе для детей и родителей в любое время суток

Скорее, удобен для контроля и систематизации, нежели для самого учебного процесса. «Зависает» при большом количестве обращений. Необходимо проводить профилактические работы

 

В целом, к положительным сторонам дистанционного обучения можно отнести такие моменты как обучение в индивидуальном темпе, свобода и гибкость, доступность, мобильность, технологичность, социальное равноправие. [4]

Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем, необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий, недостаточная компьютерная грамотность, необходимость постоянного доступа к источникам информации, недостаток практических занятий, отсутствует постоянного контроля над обучающимися, который для ученика является мощным побудительным стимулом, отсутствие качественного соединения - все это можно отнеси к отрицательным сторонам дистанционного обучения. [5]

Проведено исследование с целью изучения проблем и принципов дистанционного обучения в МАОУ Гимназия №177

Администрация гимназии основными проблемами при реализации дистанционного обучения считает проблемой техническую неграмотность, проблему интернет-соединения, малый опыт работы, отсутствие опыта и отсутствие эффективной обратной связи. А также сложность в организации расписания проведения онлайн-занятий, наличие только одной платформы для работы, в следствие чего частные технические сбои.

Учителя также проблемами называют перебои в работе платформ дистанционного обучения, низкую скорость интернет-соединения. Кроме того, сложности возникают из-за недостатка опыта в данном формате работы, в отвлекающих факторах, когда не находишься на рабочем месте, нехватку времени для подготовки качественного материала. А также низкий уровень самоорганизации учащихся, отсутствие общения, низкую мотивацию обучающихся, компьютерную неграмотность тогда, как присутствует перенасыщение работы с техникой. Сложностями являются отсутствие эффективной обратной связи, разные технические возможности обучающихся, меньшая, по сравнению с обычной формой обучения, продолжительность урока (30 минут).

Родители отметили технические проблемы и компьютерную неграмотность как детей, так и родителей, отсутствие обратной связи. А также главной проблемой при реализации дистанционного обучения ими была названа необходимость полного погружения в учебные материалы и программы для того, чтобы стать консультантом при возникновении сложностей у обучающихся в освоении новых тем.

Таблица 2.

Анализ опроса администрации и педагогического состава Гимназии.

Вопросы

Учителя начальной школы

Учителя среднего и старшего звена

Администрация Гимназии

Родители

Какие проблемы возникают при реализации дистанционного обучения

Перебои в работе платформ ДО и интернета;

Отвлекающие факторы;

Перенасыщение работой с техникой;

Нехватка времени ля подготовки качественного материала;

Низкая компьютерная грамотность;

Низкий уровень самоорганизации обучающихся;

Отсутствие общения;

Низкая мотивация обучающихся

Малый опыт работы;

Необходимость большого количества времени на подготовку материала;

Отсутствие эффективной обратной связи;

Разные технические возможности у детей;

Меньшая по сравнению с обычным продолжительность урока;

Низкая самоорганизация обучающихся

Отсутствие общения;

Недостаточная компьютерная грамотность;

Проблема интернет-соединения;

Малый опыт работы;

Организация расписания занятий;

Проблемы обратной связи;

Технические сбои

Технические проблемы;

Компьютерная неграмотность;

Отсутствие эффективной обратной связи;

Необходимость полного погружения в учебные программы и темы, для оказания помощи ребенку

Каким оборудованием пользуетесь и какими принципами руководствуетесь при работе в дистанционном режиме

Компьютер, гарнитура, платформы с готовым контентом

Системность, последовательность

Компьютер, гарнитура, ноутбук, WI-FI, наушники, микрофон

Работа с полной самоотдачей, природосообразность

Компьютер, флеш-карта, платформы ДО,

Лаконичность, доступность

Компьютер, телефон

Какие положительные моменты можете отметить в дистанционном образовании

Гибкий график;

Применение новых информационных технологий;

Доступность, открытость;

Отсутствие привязки к рабочему месту;

Автоматизированная система проверки;

Творчество

Большой выбор электронных образовательных ресурсов;

Большой охват аудитории;

Гибкий график;

Автоматизированная система проверки

Подходит для тех, кто хочет учиться;

Возможность гибкого графика работы;

Мобильность

Мобильность;

Развитие самостоятельности у детей

 

Большая часть обучающихся начальной школы в настоящее время не готовы к дистанционной форме работы. Испытывают сложности при выполнении самостоятельной работы. Нуждаются в помощи родителей. Испытывают дискомфорт из-за нехватки общения с одноклассниками и отсутствия непосредственного контакта с учителем.

Обучающиеся среднего и старшего звена в большинстве положительно относятся к дистанционной форме работы. Легко справляются с ней без помощи родителей. Готовы дистанционно изучать предметы, которые не нужно будет сдавать при выпуске из школы и поступлении в ВУЗы.

Для более успешной работы в дистанционном формате школьников мы создали памятку-брошюру «Простые шаги для успешной реализации дистанционного образования». Памятка помогает легче и интереснее справляться с дистанционным форматом работы, усиливает положительные моменты дистанционного обучения, нивелирует отрицательные стороны.

В ходе исследования были изучены принципы и виды организации дистанционного обучения в гимназии №177. Проанализированы проблемы, возникающие при дистанционном обучении у обучающихся и преподавателей гимназии. Разработана и представлена памятка по организации успешной работы в условиях дистанционного обучения. Благодаря решению поставленных задач, цель изучить проблемы и принципы дистанционного обучения в МАОУ Гимназия №177 была достигнута.

В заключение исследования был сделан вывод о том, что дистанционное обучение продолжит свое развитие. Оно имеет хорошие перспективы при его использовании в качестве дополнительного к очному формату обучения.

Данное исследование может быть применено и использовано не только в гимназии №177. Оно может являться вспомогательным при реализации дистанционных форм обучения на разных уровнях образования, в различных регионах города и страны.

Рис.1. Памятка «Простые шаги для успешной реализации дистанционного образования

Список литературы
  1. Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса. [Электронный ресурс].URL: https://multiurok.ru/files/kursovaia-rabota-na-tiemu-distantsionnoie-obuchieniie-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa.htm (дата обращения 12.12.20, 15.12.20)
  2. Применение дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http://srsc44cr.ucoz.ru/roditelyam/distancionnoe_obuchenie_detej_s_ovz.pdf (дата обращения 12.12.20, 15.12.20)
  3. Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. URL:  https://science-education.ru/ru/article/view?id=30349 (дата обращения (13.12.20, 14.12.20, 10.01.21)
  4. Актуальность дистанционного образования в России [Электронный ресурс]. URL: https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_63.pdf (дата обращения 13.12.20, 10.01.21)
  5. Плюсы и минусы дистанционного обучения.  [Электронный ресурс]. URL:  https://nsportal.ru/  (дата обращения 17.12.20)