Движение наставничества
Журнал Научные высказывания

Движение наставничества

Изложен авторский опыт организации движения наставничества  внутри класса. Исследовано психологическое и интеллектуальное влияние на учащихся данного проекта.  Рассмотрена история наставничества в мире и России. Проанализированы три этапа проекта: подготовительный, основной (длительностью 6 месяцев) и аналитический. Проведено входное анкетирование участников с целью выявления проблем в обучении, итоговое анкетирование Наставников и Стремящихся на завершающем этапе с целью определения результативности проекта.

Шефство
Обучение
Помощь
Наставничество

Идея данного проекта зародилась в период пандемии, когда все учащиеся находились дома, а уроки перешли в дистанционный формат. Именно в это время отчетливо обозначилась ценность, которую мы не замечали раньше: живое общение учеников с учителем и учеников между собой. Общение в школе является не только способом развлечься и отдохнуть: оно помогает усваивать материал, получать новые сведения и закреплять имеющиеся. Когда ученики обсуждают прошедшие уроки, обмениваются успехами, спрашивают про домашнее задание и т.д., они невольно помогают друг другу. Именно вопрос взаимопомощи в ученическом классе стал главной темой данного исследования. Я задалась такими вопросами: в каких формах, где и кем  применялось наставничество раньше? Почему некоторым ученикам трудно даются те или иные предметы? Можно ли через взаимную помощь учащихся повысить их успеваемость? Ответы на данные вопросы могут стать ключом к организации движения наставничества в классе на регулярной основе.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова [1] дано такое определение: «Наставник – это учитель и воспитатель, руководитель». В наше время понятие наставничества чаще используется в значении помощи старших школьников – младшим, более опытных в чем-то  – новичкам. Если обратиться к истории советских времен, наряду с понятием наставничества  можно также встретить понятие шефства. В рамках нашего проекта наставниками стали ученики, лучше разбирающиеся в каких-либо предметах. Их мы назвали «Помощниками», а тех, кто принимал помощь наставников – «Стремящимися».

Наставничество имеет тысячелетнюю историю. Еще в первобытном обществе взрослые члены племени обучали детей всему, что нужно для выживания. В Европе наставничество известно со времен Древней Греции. Ментор, персонаж поэмы Гомера «Одиссея», был наставником сына Одиссея Телемаха. Наставничество широко применялось в СССР, чаще в форме шефской помощи, когда старшеклассники брали шефство над младшими школьниками, помогали им в учебе и проведении школьных мероприятий.

Наставничество практикуется и в современном мире. Например, в 2019 году в Белгородской области стартовал проект под названием «Дети-Наставники» [2]. В его рамках реализовывались такие направления, как шефство над детьми-сиротами, шефство старшеклассников над учениками начальных классов, подготовка и проведение различных мероприятий по профессиональной ориентации.

В статье Витвар О.И. [3] описаны техники наставничества, связанные с  взрослыми людьми. Такие формы наставничества всегда предполагают, что есть старший – и младший, руководитель – и подчиненный. В нашем проекте и помощники, и стремящиеся – ученики одного возраста, поэтому между участниками процесса не возникает «барьер власти», ученик не боится признаться в своем незнании. Наставник, в свою очередь, тоже не все знает, он даже не обязательно отличник по данному предмету.

Долгушева А.М., В.М. Кадневский и Е.И. Сергиенко [4] солидарны в том, что роль наставника не сводится к передаче знаний, она предполагает также  моральную поддержку, личный пример, дружеское взаимодействие между участниками процесса. Наставник должен, во-первых, помогать своему подопечному в решении учебных задач; во-вторых, своим личным примером мотивировать  на успешную учебу; в третьих, отмечать и радоваться каждому успеху своего подопечного. Именно этой точки зрения мы придерживались в данном проекте.

Целью нашего исследования была оценка эффективности движения наставничества в учебном классе. Она была достигнута через решение  следующих задач:

  1. Подготовка и организация движения наставничества в учебном классе;
  2. Вовлечение учащихся в движение наставничества;
  3. Сравнение успеваемости до и после реализации движения наставничества;
  4. Оценка результативности, перспектив и ограничений движения наставничества.

Исследование включало в себя три этапа.

На подготовительном этапе происходило ознакомление с историей наставничества и организация предстоящего обучения. Было проведено анкетирование по выявлению причин трудностей в той или иной области, сформированы пары «помощник – стремящийся».

Основной этап исследования представлял собой реализацию проекта «Наставничество» в учебном классе и длился 6 месяцев. В рамках данного этапа были организованы занятия наставников с подопечными на регулярной основе и проведено итоговое анкетирование.

В ходе аналитического этапа полученные данные подверглись количественной и качественной обработке: информация была представлена в виде таблиц и диаграмм, были сформулированы выводы. Результаты были представлены участникам исследования (одноклассникам) в виде презентации.

 В ходе исследования были использованы следующие методы: беседа, наблюдение, подготовка и проведение занятий, анкетирование,  устный опрос с последующим анализом полученных данных.

В качестве выборки выступили учащиеся 3 класса «Д» МБОУ СОШ №6 (г. Мытищи). Всего в исследовании приняли участие 18 человек (9 пар «помощник – стремящийся»).

В ходе классного часа, посвященного организации проекта, был определен состав его участников. Всю работу по проведению занятий было решено фиксировать письменно, для этого были заведены тетради и выбран ответственный за их ведение. Каждому предмету была выделена одна тетрадь формата А4 и внутри нее была сделана таблица, в которую вносилась следующая информация:

  • Фамилия, имя Стремящегося;
  • Тема, которую он хочет понять;
  • Фамилия, имя Помощника;
  • Дата проведения занятия;
  • Подпись Помощника;
  • Подпись Стремящегося.

Входное  анкетирование (Таблица. 1) выявило, что наибольшие трудности у учеников вызывают следующие предметы:

  • русский язык – 35%;
  • математика – 35%;
  • английский язык – 29%;
  • технология – 11%.

 

Вопросы анкеты

Ответы

1

Фамилия, имя

 

2

По каким предметам тебе трудно учиться?

 

3

Как ты думаешь, почему?

 

4

В чём именно тебе трудно разобраться самому?

 

5

Как ты относишься к школе, к учителям?

 

6

Ты любишь или не любишь учиться?

 

7

Сколько времени ты тратишь на уроки?

 

           Спасибо за участие в анкетировании!      

Таблица 1. Входная анкета Стремящихся

 

Также оказалось, что 66% учащихся  не могут сформулировать причину своих проблем с учебой, и лишь 17% четко понимают, какие именно пробелы в знаниях им мешают учиться. Большинство опрошенных положительно относится к школе и учителям.

Анкетирование показало, что большая часть детей на уроки тратит около часа – 48%, два часа на уроки уходит у 18% школьников, больше двух часов – у 18%, от 15 до 40  минут у остальных 16%.

После проведения анкетирования участники исследования были разделены по парам на основе успеваемости по данному предмету. Были учтены также интересы одноклассников и дружеские связи между ними.

Когда подготовительный этап был завершен, мы начали регулярные занятия по составленному плану. Одной из главных их особенностей  была добровольность. Наш классный руководитель никого не оценивала и не заставляла заниматься. Мы, дети, сами себя мотивировали на учебу! Мы сами планировали, что будем изучать на каждом занятии, сами проверяли, насколько хорошо усвоили тот или иной материал, сами себя оценивали. Это был замечательный опыт, которого очень недостает нам в школе.

         Занятия в рамках проекта «Движение наставничества» проходили после основных уроков и на внеурочных занятиях. Дети рассаживались парами – Помощник и Стремящийся. Все Помощники готовились к своим занятиям заранее. Например, по русскому языку Помощники проводили диктанты с последующим разбором орфограмм. По математике брали нестандартные и занимательные задачи. Как оказалось, такие задания вызывают у учащихся набольший интерес.  Кроме того, если у ученика возникали вопросы во время уроков, на любой перемене он мог обратиться к своему Помощнику за консультацией.

По истечении нескольких месяцев работы мы провели классный час, на котором обсудили результаты проекта. Все без исключения Помощники утверждали, что получили новый интересный опыт и что такая форма учебной работы им очень нравится. Помощники смогли ощутить себя почти взрослыми, несущими ответственность за другого человека. Многие говорили, что эта работа сделала их терпимее к недостаткам других, спокойнее и внимательнее. Помощники отметили, что стали лучше понимать учебный материал, потому что в процессе объяснения яснее понимали детали. Также Помощники указали, как сложно бывало порой мотивировать своего подопечного, заставить его сконцентрироваться на учебе.

В свою очередь, Стремящиеся указали, что общая работа помогла им сдружиться с одноклассниками, сделала их спокойнее и целеустремленнее.

У Стремящихся уменьшилась тревожность, они стали более раскрепощенными. Успеваемость у большей части Стремящихся объективно стала лучше, что отражают оценки в электронном журнале (Рис.1)

 

Рис.1. Сравнительная таблица успеваемости в I и III четвертях

 

Сравнительный анализ результатов успеваемости за I и III четверть 2020/2021 учебного года показывает, что показатели улучшились по таким предметам, как иностранный язык, математика, русский язык, литературное чтение,  технология и музыка. В то же время показатели незначительно снизились по таким предметам, как ИЗО и родная русская литература. Надо отметить, что занятия по данным предметам не входили в задачи проекта. Рост показателей качества знаний по основным предметам говорит о том, что проект оказался успешным и помог повысить общую успеваемость класса.

На последнем этапе проекта было проведено новое анкетирование всех участников исследования, чтобы выяснить, каких успехов мы смогли добиться. Вопросы в этой анкете отличались от предыдущей и были направлены, прежде всего, на анализ полученного опыта (Таблица 2).

 

Вопросы анкеты

Ответы

1

Фамилия, имя

 

2

Кто был у тебя стремящимся

 

3

По каким предметам ты ему помогал?

 

4

Каких успехов добился твой подопечный?

 

5

Чему тебя научил твой стремящийся?

 

6

Что изменилось у тебя после того, как ты стал Наставником?

 

7

Готов ли ты и дальше выполнять роль наставника??

 

8

Как ты относишься к школе, учителям?

 

9

Ты любишь или не любишь учиться?

 

10

Сколько времени ты тратишь на уроки?

 

 

Спасибо за участие в анкетировании!

 

Таблица 2. Анкета наставника

 

По результатам анализа анкет Помощников  удалось выяснить следующее: больше всего занятий у Помощников было по математике – 36% и  по русскому языку – 34%. По окружающему миру занимались 13%, по литературному чтению – 9%, а по английскому языку – 7% участников.

Эти цифры соответствуют данным, полученным при первичном анкетировании (вопрос о том, какие предметы вызывают наибольшую сложность).

Все Помощники указали в анкете, что одноклассники очень старались и внимательно слушали. По мнению Помощников, спокойствию и терпению научилось 40% школьников, понимать информацию -  20%, а еще 20% приобрели новые знания.

Таким образом, субъективная оценка Помощников позволяет предположить, что совместные занятия не прошли для их подопечных бесследно: в одних случаях повысилась успеваемость по предметам, в других, даже если успеваемость сильно не возросла, развились другие значимые качества. Со стороны же Помощников, без сомнений, были продемонстрированы такие качества, как чуткость и наблюдательность: они значительно сблизились со своими подопечными и сумели лучше понять их.

Как оказалось, процесс наставничества повлиял очень сильно и на самих Помощников.  Некоторые наставники написали, что после того, как они объясняли тему своим одноклассникам, они сами смогли в ней лучше разобраться. Такой ответ дали  37,5% опрошенных. 25% школьников написали, что после участия в проекте стали более ответственными. 25% Помощников отметили, что стали лучше формулировать свои мысли. 43%  отметили, что стали более терпеливыми, выдержанными. 6,25 % школьников считают, что ничего не изменилось. Таким образом, лишь немногие Помощники не почувствовали в себе никаких изменений после окончания исследования. Большая же часть Помощников заметили, что их отношение к учебе и к одноклассникам заметно изменилось. Но самое удивительное – их успеваемость тоже возросла! Оказывается, улучшению познаний в каком-либо предмете способствуют не только упорные занятия, но и помощь в этом предмете другому ученику. Такой удивительный вывод позволяет в дальнейшем внедрять в наше обучение новые формы занятий: например, вместо того, чтобы учить наизусть какое-нибудь правило, просто попытаться объяснить его другому человеку.

Хочется также отметить, что все Помощники были едины в том, что и дальше готовы помогать своим одноклассникам. Таким образом, этот проект позволил не только получить результаты, но еще и сплотить наш класс и выстроить тесные товарищеские взаимосвязи между одноклассниками.

Как выяснилось, основные сложности у школьников связаны с необходимостью не просто выучить правила, а отработать определенные навыки. Например, по русскому языку 20% сталкиваются с проблемой орфограмм, или грамотного письма. 70% школьников сталкиваются с проблемами при решении задач. Эту трудность можно преодолеть,  только регулярно  решая задачи. 10% школьников сталкиваются с проблемой усвоения информации по чтению и окружающему миру, а значит, у них недостаточно развиты навыки осмысленного чтения.          Таким образом,  занятия с Помощником помогли этим ребятам четче осознать свою главную проблему: недостаточность самостоятельной работы над темами, вызывающими трудности. Как оказалось, многим до сих пор при выполнении домашней работы оказывают помощь родители. Работая с Помощником в отсутствии родителей, они смогли осознать свою проблему. А осознание проблемы – это важный шаг на пути ее решения. Таким образом, проект наставничества помог отстающим ребятам не только во время его реализации, но и оказал долгосрочный эффект.

Анкетирование показало, что 27% учеников стали увереннее себя чувствовать на уроках, 25% стали лучше понимать материал, 18% начали интересоваться своими оценками, 12% чувствуют себя спокойнее на уроках.

Таким образом, занятия с Наставниками позволили большинству Стремящихся изменить свое отношение к учебному процессу и занять более активную позицию в своем собственном образовании. Выяснилось также, что большинство Стремящихся стали активнее участвовать в жизни класса, начали ощущать атмосферу школы и класса как более комфортную и дружелюбную.

Большинство опрошенных выразили готовность помочь своим одноклассникам в каких-то вопросах. Иначе говоря, стать Наставником для других. Многие дети, испытывающие трудности в точных науках, прекрасно рисуют, делают поделки своими руками, и наоборот. Быть Стремящимся – не значит быть хуже других, и данный проект позволил понять и осмыслить этот удивительный факт. Каждый может быть и Наставником, и Стремящимся, ведь каждый может испытывать трудности в одной дисциплине и при этом хорошо разбираться в другой. В то же время, Стремящимся  нужна большая смелость, чтобы быть готовым так кардинально изменить свою роль. Тем ценнее становятся полученные данные: большинство Стремящихся стали чувствовать себя увереннее и проявили желание занять другую, более сложную и ответственную роль.

Анализ полученных в ходе исследования результатов позволил сформулировать следующие выводы:

1. Наставничество как учебное движение позволяет сплотить класс, повысить успеваемость и развить значимые личностные качество всех его участников;

2. Движение наставничества позволяет Стремящимся повысить учебную успеваемость, а также развить в себе такие качества, как активность, инициативность, интерес к учебе, вдумчивость, рефлексию.

3. Движение наставничества позволяет Помощникам развить в себе терпимость к чужим ошибкам, терпение, эмпатию, умение заботиться и помогать.

4. В процессе наставнической деятельности Помощник не только помогает своему однокласснику, но и повышает свою собственную успеваемость за счет более глубокого погружения в учебный материал и его переосмысления с позиции преподавателя, а не учащегося.

Мы считаем, что нам удалось заинтересовать и привлечь к участию в проекте многих одноклассников. Проект получился интересным и очень полезным для нашего класса. Он позволил многим из нас понять, с чем связаны трудности в усвоении того или иного предмета, позволил увидеть, что все мы – одна семья, внутри которой можно помогать друг другу и становиться лучше.

Данный проект позволил выявить высокую значимость наставничества в классе и сформулировать основные методы и этапы его реализации. В дальнейшем мы планируем продолжить разработку проекта «Наставничества», вовлекая в него не только учеников одного класса, но и детей из параллели, а также первые и вторые классы. Такая работа могла бы стать не разовым проектом, а системной частью образования как младших, так и старших школьников.

Список литературы
  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН., Росскийский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 1994. – 928.
  2. Наставничество и шефство в школах Белгородской области: https://bel-ru.turbopages.org/bel.ru/s/news/society/24-08-2019/nastavnichestvo-i-shefstvo-planiruyut-vernut-v-shkoly-belgorodskoy-oblasti
  3. Витвар О.И. Современное содержание и способы развития педагогического наставничества  в системе общего образования РФ – интернет-журнал «Грамота», №4 2019 г.
  4. Долгушева А.М., В.М. Кадневский, Е.И. Сергиенко. Наставничество как педагогический феномен  – Вестник Омского университета, 2013, №4, с. 264-268.