Возможность применения иммиграционного опыта Германии в России
Журнал Научные высказывания

Возможность применения иммиграционного опыта Германии в России

В представленной статье рассмотрена проблема эффективности применения современных государственных механизмов управления миграционными процессами в России и Германии. Автором проанализированы ключевые факторы возникновения выделенной проблемы. На основе проведенного анализа сформированы направления адаптации зарубежной немецкой практики управления миграционными потоками в российских условиях.

миграционные процессы
миграционная политика
мигрант
миграция

Германия является привлекательной страной для мигрантов, что связано как с высоким уровнем жизни и социальной защищенности населения, так и с относительной близостью от менее экономически и политически стабильных государств. Привлекательность данного государства, а также крупные геополитические изменения заставили его создавать развитую правовую базу в данной сфере.

На текущий момент основным способом интеграции в Германию являются работа и получение постоянного места жительства. На сегодняшний день для Германии в области социального обеспечения является важной задачей интеграция в рынок труда новых мигрантов и постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан. Данная система миграционной политики предусматривает условия для ограничения пассивных получателей социальной помощи.

В настоящее время в России процессы иммиграции развиты на более низком уровне, чем в Германии. В большинстве случаев, мигранты, получившие возможность обучаться или повысить профессиональные и трудовые навыки, возвращаются на родину, поскольку получить российское гражданство, а также необходимые социальные услуги достаточно затруднительно [1, с. 22].

Мигранты, прибывшие в Германию, могут рассчитывать на долговременное пребывание и предоставление необходимых социальных услуг, которые помогут в адаптации на новом месте. В Германии данный процесс осуществляется в более упрощенном порядке, в отличие от российской практики.

По мнению отечественных экспертов, на текущий момент необходимо создание новой Государственной федеральной программы по содействию интеграции и адаптации мигрантов. Ответственным исполнителем, а также отвечающим за регулирование органом должно стать Единое федеральное гражданское ведомство, сформированное вне подведомственности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Координация деятельности выбранного органа должна быть направлена на взаимодействие существующих мер в рамках действующей Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ проживающих за рубежом граждан. Помимо этого, необходимо ускорение разработки и реализации Миграционного кодекса, в том числе механизма введения репатриационного статуса, что создаст предпосылки для расширения числа её потенциальных участников (к примеру: аналогичный статус, функционирующий в Германии).

Процесс формирования механизма комплексной миграционной политики с учетом усиления развития экономической безопасности нуждается в повышении эффективности сбора и анализа статистических данных. Перечень данной информации включает в себя следующие аспекты: миграционные процессы, масштаб, структура, демографические особенности мигрантов и другие.

Должны существовать возможности сочетания нескольких признаков для получения комплексного «профиля» мигрантов (также данные о половозрастном составе и социально-экономических, профессионально-квалификационных характеристиках различных категорий).

Выбранный подход по реализации мер повышения эффективности развития миграционной политики позволит расширить перечень тенденций, а также поспособствует повышению уровня качества базы для мониторинга и проведения научных исследований как основы эффективного экспертно-аналитического сопровождения государственной миграционной политики [2, с. 81]. В данной области у Германии существует опыт применения выбранного подхода, который может оказаться актуальным в условиях российских реалий.

Важно отметить, что в России на текущий момент дефицит высококвалифицированных кадров. В следствие этого, возникает необходимость в увеличении потенциала иностранных граждан для длительного пребывания в Российской Федерации с целью реализации своих трудовых навыков.

Модель привлечения высококвалифицированных рабочих кадров, применяемая в Германии, может быть видоизменена в российских условиях. Поскольку Россия – это государство, сочетающее в себе многонациональный народ, значит мигранты, прибывшие в страну для реализации собственного потенциала, не должны быть ущемлены по ряду факторов.

Привлекательной страной для заработка, инвестиций или окончательного переезда может считаться только то государство, которое уважительно встречает новых граждан. Несомненно, для получения гражданства важно пройти перечень необходимых процедур, однако на этапе адаптации и построения интеграционных отношений среди мигрантов и коренного населения не должно возникать конфликтных ситуаций в виде ущемления прав и свобод, и так далее.

Для этого необходима языковая подготовка прибывших кадров, создание новых рабочих мест и другие меры. Опыт реализации германской миграционной политики может стать отправной точкой для развития уникальной модели управления миграционными процессами в России.

Сегмент образовательных услуг для мигрантов является важной составляющей в процессе решения данного вопроса. Для России существуют положительные тенденции развития образовательных процессов для иностранных граждан. На текущий момент большое количество образовательных организаций применяют в своей деятельности практику по обмену студентов, а также выделяют определенное количество мест для иностранных граждан за счет средств федерального бюджета [3, с. 105].

На текущий момент необходимо упрощение существующих процедур использования рабочей силы мигрантов, а также повышение уровня прозрачности со стороны органов власти по вопросам реализации деятельности иностранных рабочих кадров. Помимо этого, вопрос вытеснения теневых практик оформления трудовых договоров становится более актуальным. Одновременно нужна продуманная информационно-разъяснительная кампания воспитания толерантности, направленная на борьбу с ксенофобией, соответственно, на повышение интеграционного потенциала российского общества и создание условий для борьбы с антимиграционными настроениями.

Также, возникает необходимость исключения и изменения упрощенного понимания процессов интеграции мигрантов. Важной задачей является содействие в регулировании интеграции мигрантов, без возложения полной ответственности за данный процесс на иностранных граждан.

Помимо этого, необходимо создание и внедрение новых мер, которые должны учитывать и включать в себя сложность и многообразие существующих миграционных потоков. Созданные модели и варианты также должны быть направлены на: профилактику возможных рисков массовой миграции, влияющей на внутреннюю политическую безопасность; гарантию и обеспечение прав и свобод иностранных граждан; реализацию мер по пресечению социальной исключенности и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что на текущий момент пример реализации миграционной политики Германии в условиях российских реалий является актуальным решением для развития управления миграционными процессами. С одной стороны, опыт применения некоторых мер в Германии может стать отправной точкой для развития и повышения тенденций отечественных мер реализации миграционной политики. С другой стороны, в России уже функционируют некоторые механизмы управления миграционными потоками.

Список литературы
  1. Комаровский В.В. Роль внешней трудовой миграции в миграционной политике России // В.В. Комаровский / Социально-трудовые исследования. – 2021. – №. 2 (43). – С. 19-32.
  2. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы государственной миграционной политики России // Е.Ю. Зинченко, Е.Н. Хазов / Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – №. 2. – С. 79-83.
  3. Алешкова И.А. Современная миграционная политика России: новые акценты // И.А. Алешкова / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. – 2023. – №. 2. – С. 104-112.