Модернизация раздаточной коробки УАЗ
УАЗ является мощным и надежным автомобилем, который широко используется не только в городских условиях, но также и на бездорожье. Тем не менее, даже отечественные внедорожники не бывают вечными. Время от времени они требуют ремонта, замены изношенных деталей и узлов. В данной статье рассматривается такой узел, как раздаточная коробка, а также ее модернизация.
Введение
Раздаточная коробка на УАЗ представляет собой узел, который предназначен для распределения крутящего момента от двигателя ко всем приводным механизмам УАЗ. Обычно «раздатки» устанавливают на авто с повышенной проходимостью - с двумя ведущими мостами, позволяя отключать или включать передний мост в разных условиях эксплуатации.
Располагается раздаточная коробка на УАЗ рядом с КПП. Двухступенчатая коробка позволяет увеличить общее количество передач в два раза, а также существенно улучшить эксплуатационные качества и мобильность автомобиля даже в самых сложных условиях.
Цель: Улучшение ресурсных показателей, ремонтопригодности раздаточной коробки.
Задачи:
1. Изучение проблемы эксплуатационных характеристик раздаточной коробки;
2. Сравнение эксплуатационных подшипников разных конструкций.
Пример: Раздатка автомобиля газ 69 использовался конические подшипники 306 и 305
Актуальность: Изучение проблемы эксплуатационных характеристик раздаточной коробки.
2. Изучение проблемы
2.1 Раздаточная коробка
Раздаточная коробка УАЗ, она же раздатка, – узел, который отвечает за «раздачу» (распределение) крутящего момента на переднюю и заднюю оси. Как и все полноприводные внедорожники, автомобили этой марки по умолчанию имеют 1 ведущий мост – задний. Но оставляют возможность распределить усилие и на переднюю ось. За это и отвечает раздатка.
Рисунок 1. Раздаточная коробка:
1-ведущий вал (вторичный вал коробки передач); 2-подшипник ведущего вала (вторичного вала коробки передач); 3-шестерня ведущая (шестерня включения прямой и понижающей передач); 4,7-подшипники вала привода заднего моста; 5-шестерня ведомая спидометра; 6-шестерня ведущая спидометра; 8, 21-манжеты; 9, 22-фланцы; 10-вал привода заднего моста; 11, 23-подшипники промежуточного вала; 12-промежуточный вал; 13-шестерня включения переднего и заднего мостов; 14-крышки подшипников; 15-вал привода переднего моста; 16, 20-подшипники вала привода переднего моста; 17-крышка картера; 18-картер; 19-пробка сливного отверстия; 24-заглушка; 25-пластина подвески; 26-стакан упорный подшипника; 27-крышка люка; 28-крышка механизма переключения; 29-шток вилки включения прямой и понижающей передач; 30-шток вилки включения переднего моста; 31-шарик фиксатора; 32-пружина фиксатора; 33-вилка включения переднего моста; 34-вилка включения прямой и понижающей передач
2.2. Подшипники
Шариковый радиальный однорядный подшипник качения
Рисунок 2. Подшипники шариковые 306,307,305
Технические характеристики
Шариковый радиальный однорядный подшипник качения относится к стандартной серии и представляет собой самый привычный для большинства людей подшипник с однорядным расположением шариков и с двух сторон открытым доступом к ним.
Конические роликовые подшипники
Рисунок 3. Подшипники конические 306,307,2007107
Распорная втулка
Из куска металла точим распорную втулку толщиной 10мм. Высота 35мм и наружным диаметром 80мм.
2.3 Ресурс
Изучив проблему, недолговечность конструкторские инженерные просчеты проделанные заводом УАЗ, сравнив подшипники разной конструкции, рассчитав ресурсность, долговечность, способность выдержать большие нагрузки. Пришел к заключению что подшипники конического типа по всем характеристикам превосходят подшипники других типов, и превосходно подходят полностью, и отвечают нашим требованиям эксплуатации в суровых условиях.
3. Улучшение рабочих характеристик и ресурсных показателей.
Все шариковые подшипники меняем на конические такого же размера.
Рисунок 4. Примеры уже с замененными подшипниками.
Заключение
Это раздаточная коробка была установлена на УАЗ патриот и прослужила 3 года, и служит по сей день. Участвует в соревнованиях «ХААР АЙАН». За 3 года эксплуатации по бездорожью, была произведена регулировка подшипников, добавление регулировочных шайб.
- https://www.drive2.ru/l/491827495096549506/
- https://youtu.be/eZQP-oIJ6g0?si=ZUNonl6xUb8Jx859
- https://uaz.service-manual.company/transmissiya/razdatochnaya-korobka-uaz/