Модернизация раздаточной коробки УАЗ
Журнал Научные высказывания

Модернизация раздаточной коробки УАЗ

УАЗ является мощным и надежным автомобилем, который широко используется не только в городских условиях, но также и на бездорожье. Тем не менее, даже отечественные внедорожники не бывают вечными. Время от времени они требуют ремонта, замены изношенных деталей и узлов. В данной статье рассматривается такой узел, как раздаточная коробка, а также ее модернизация.

модернизация
УАЗ
раздаточная коробка

Введение

Раздаточная коробка на УАЗ представляет собой узел, который предназначен для распределения крутящего момента от двигателя ко всем приводным механизмам УАЗ. Обычно «раздатки» устанавливают на авто с повышенной проходимостью - с двумя ведущими мостами, позволяя отключать или включать передний мост в разных условиях эксплуатации.

Располагается раздаточная коробка на УАЗ рядом с КПП. Двухступенчатая коробка позволяет увеличить общее количество передач в два раза, а также существенно улучшить эксплуатационные качества и мобильность автомобиля даже в самых сложных условиях.

Цель: Улучшение ресурсных показателей, ремонтопригодности раздаточной коробки.

Задачи:

1. Изучение проблемы эксплуатационных характеристик раздаточной коробки;

2. Сравнение эксплуатационных подшипников разных конструкций.

Пример: Раздатка автомобиля газ 69 использовался конические подшипники 306 и 305

Актуальность: Изучение проблемы эксплуатационных характеристик раздаточной коробки.

2. Изучение проблемы

2.1 Раздаточная коробка

Раздаточная коробка УАЗ, она же раздатка, – узел, который отвечает за «раздачу» (распределение) крутящего момента на переднюю и заднюю оси. Как и все полноприводные внедорожники, автомобили этой марки по умолчанию имеют 1 ведущий мост – задний. Но оставляют возможность распределить усилие и на переднюю ось. За это и отвечает раздатка.

Рисунок 1. Раздаточная коробка:
1-ведущий вал (вторичный вал коробки передач); 2-подшипник ведущего вала (вторичного вала коробки передач); 3-шестерня ведущая (шестерня включения прямой и понижающей передач); 4,7-подшипники вала привода заднего моста; 5-шестерня ведомая спидометра; 6-шестерня ведущая спидометра; 8, 21-манжеты; 9, 22-фланцы; 10-вал привода заднего моста; 11, 23-подшипники промежуточного вала; 12-промежуточный вал; 13-шестерня включения переднего и заднего мостов; 14-крышки подшипников; 15-вал привода переднего моста; 16, 20-подшипники вала привода переднего моста; 17-крышка картера; 18-картер; 19-пробка сливного отверстия; 24-заглушка; 25-пластина подвески; 26-стакан упорный подшипника; 27-крышка люка; 28-крышка механизма переключения; 29-шток вилки включения прямой и понижающей передач; 30-шток вилки включения переднего моста; 31-шарик фиксатора; 32-пружина фиксатора; 33-вилка включения переднего моста; 34-вилка включения прямой и понижающей передач

2.2. Подшипники

Шариковый радиальный однорядный подшипник качения

Рисунок 2. Подшипники шариковые 306,307,305

Технические характеристики

Шариковый радиальный однорядный подшипник качения относится к стандартной серии и представляет собой самый привычный для большинства людей подшипник с однорядным расположением шариков и с двух сторон открытым доступом к ним.

Конические роликовые подшипники

Рисунок 3. Подшипники конические 306,307,2007107

Распорная втулка

Из куска металла точим распорную втулку толщиной 10мм. Высота 35мм и наружным диаметром 80мм.

2.3 Ресурс

Изучив проблему, недолговечность конструкторские инженерные просчеты проделанные заводом УАЗ, сравнив подшипники разной конструкции, рассчитав ресурсность, долговечность, способность выдержать большие нагрузки. Пришел к заключению что подшипники конического типа по всем характеристикам превосходят подшипники других типов, и превосходно подходят полностью, и отвечают нашим требованиям эксплуатации в суровых условиях.

3. Улучшение рабочих характеристик и ресурсных показателей.

Все шариковые подшипники меняем на конические такого же размера.

Рисунок 4. Примеры уже с замененными подшипниками.

Заключение

Это раздаточная коробка была установлена на УАЗ патриот и прослужила 3 года, и служит по сей день. Участвует в соревнованиях «ХААР АЙАН». За 3 года эксплуатации по бездорожью, была произведена регулировка подшипников, добавление регулировочных шайб.

Список литературы
  1. https://www.drive2.ru/l/491827495096549506/
  2. https://youtu.be/eZQP-oIJ6g0?si=ZUNonl6xUb8Jx859
  3. https://uaz.service-manual.company/transmissiya/razdatochnaya-korobka-uaz/