Ошибки курсантов при проведении стрельб в процессе обучения в ведомственных институтах
В статье анализируются основные ошибки курсантов и обучающих при стрельбе из учебного оружия в ведомственных институтах. Также указываются рекомендации по устранению данных ошибок.
Во время обучения в ведомственных вузах, каждому обучающемуся, курсанту, требуется освоить ряд навыков и преодолеть сложности, которые будут на пути к указанным. Так, курсантам на протяжении всего обучения требуется освоить приемы боевой борьбы и стрельбы из стрелкового оружия пистолета Макарова (ПМ). Еженедельные практические занятие по огневой подготовке, в процессе которой курсантам необходимо сдача теоретических знаний материальной базы пистолета Макарова, сдача нормативов, а также стрельба на огневом рубеже по установленным мишеням.
Для подготовки изучения и получения теоретических знаний о проведении стрельб, курсанту необходимо изучить Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 26 февраля 2006 г. №24 «Курс стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы».
Занятия со стрельбой боевым патроном должны быть организованы так, чтобы руководитель мог наблюдать за действиями каждого стрелка при выполнении упражнения и оценить его действия. Поэтому проводить стрельбу одновременно всей сменой не следует.
Но не всегда точное и четкое знание теоретической базы предоставляет возможность поражать мишень без промахов, и тут понимает, что всё это возможно только по телевизору. Здесь большую роль играет подготовка к стрельбе, а именно изготовка, нажатие крючка, уменье крепко держать оружие без тремора и т.д.
Так, во время стрельб из пистолета Макарова случаются следующие ошибки курсантами:
- В локтевом суставе наблюдается чрезмерное разгибание руки.
Данной проблеме уделяется большое внимание - в процессе стрельбы замечаем картину, как обучающийся вовремя подготовке к стрельбе ищет положение, при котором будет наименьшее чувство отдачи, удобства оружия и тем самым не замечает, что выпрямляет руку в локтевом суставе. Тут можем ощутить напряжение вытянутой руки. Рука должна быть вытянута, но без чрезмерного напряжения в локтевом суставе.
- Хват оружия в рукоятке. Боязнь и ожидание выстрела.
Во время первых стрельб каждый курсант не имеет понятия, как правильно удержать оружие и не боятся выстрела. Так, во время произведения выстрела замечается, что начинается тремор, в следствии чего падает точность. Эта проблема связана с тем, что при прицеливании каждый сотрудник, а особенно может испытывать движение (колебание) оружия во время прицеливания. Как только выбрав правильно положение, обучающийся начинает прицеливаться и как только как только нацелив оружие на мишень, готовясь произвести выстрел, начинает тянуть крючок в ожидании выстрела. Курсант, боясь грохота от произведенного выстрела и отдачи при нажатии на спуск может произвести лишнее дергание тела или рук. Для решения этого, курсанты до захода на огневой рубеж осуществляют холостые выстрела без патронов. Им необходимо почувствовать оружие и отдачу.
- Движение головой во время прицеливания.
Найдя подходящее и правильное положение для стрельбы курсанту, необходимо прицелиться на мишень для успешного поражения. Тут появляется проблема, что начинается движение головой чтоб свести в ровном положении мушки и целик, и тут происходит поиск мушки. Во время прицеливания обучающемуся необходимо работать только руками, голова и туловище должны быть неподвижными. Всякое движение головой или туловищем увеличивает время прицеливания и появлению как выше указывали тремору (колебанию мышц) в результате чего может поразить мишень менее точно или вовсе не поразить. Данная проблема чаще всего встречается, когда стрельба осуществляется в ограниченное время. В ограниченное время, а именно 10 секунд курсанту необходимо поразить мишень не менее 1 раза при наличии 3 патронов. 1 попадание – оценка удовлетворительно, 2 попадания – оценка хорошо, 3 попадания – оценка отлично. Давление, которое оказывает время требует от курсанта ускорение в прицеливании и успеть точно попасть по мишени за установленное время, в следствии чего допускаются ошибки в прицеливании.
- Неправильная постановка дыхания при стрельбе.
Как всем известно во время выстрела дышать нельзя, необходимо задержать дыхание на выстреле, так как во время дыхания происходит движение грудной клетки (вдох-выдох), плечевой сустав. Тем самым будут происходить колебания оружия, из-за чего осуществление точного выстрела будет затруднено и возможно заново ставить оружие на предохранитель и осуществлять изготовку к стрельбе. Поэтому опыт показывает, что одновременно дышать и стрелять не допустимо. Для проведения одного выстрела в неограниченное время человеку затратить 3-4 секунды, а каждый человек без особого труда может задержать дыхание на 10-15 секунд. Данного более чем достаточно для осуществления точного выстрела. Рекомендуется производить выстрел на полу вдохе, так как при полном вдохе будет напряжение мышц живота и обучающий может испытывать неудобства.
- Спуск крючка.
Проблема правильной техники осуществления спуска крючок с боевого взвода – уделяется большому вниманию при подготовке к стрельбы каждого обучающегося. Необходимо производить плавное нажатие на крючка 2 фалангой указательного пальца. Под плавным нажатием понимается – медленный в своей степени спуск крючка, который не будет сбивать наводку и мешать ей. Стремясь нажать на спуск в тот момент, когда «ровная» мушка совместится с точкой прицеливания, курсант, а даже опытный сотрудник резко усиливает нажим на спусковой крючок, что приводит к рывку. Для проработки данного приема перед стрельбой каждый осуществляет холостую стрельбу для отработки стрельбы и отработки правильного нажатия на крючок без резким нажатий. На каждом занятии проводятся тренировки «без патрона» по специальной тренировочной мишени. На этих тренировках следует добиваться, чтобы спортсмен уверенно и плавно нажимал на спусковой крючок независимо от колебаний оружия, удерживая тишь «ровную» мушку в районе прицеливания, без стремления выполнить выстрел в какой-то определенный момент. Нередко, наведя оружие в цель, стрелок переключает свое внимание полностью на спуск крючка, разделяя тем самым единый процесс прицеливания и спуска, упуская контроль за положением мушки. Это также ошибка. Сильная спешка приводит к преждевременному спуску без достаточной обработки выстрела или к дерганью за спусковой крючок.
Большое значение имеет подготовка стрелка к ведению огня, которая представляет собой процесс, направленный на овладение техникой стрельбы: принятием исходного положения для производства выстрела с правильным и удобным для стреляющего расположением частей тела, положением туловища, постановкой рук, ног, захватом и удержанием оружия, общепринятыми способами управления дыханием, спуском, а также правильным прицеливанием.
Таким образом, для достижения высокой результативности в стрельбе, курсантам следует обращать внимание на характерные ошибки при стрельбе, так как производство меткого выстрела из пистолета требует от стреляющего четкого выполнения целого комплекса строго определенных, взаимосвязанных между собой действий.
- Приказ Министерства Юстиции РФ от 26 февраля № 24 «Курс стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы».
- Беляков, С.В. Актуальные вопросы техники стрельбы из пистолета Макарова курсантов учебных заведений ФСИН России / С.В. Беляков, Ю.В. Воронов, А.В. Дунаевский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 424-427. — URL: https://novainfo.ru/article/9723 (дата обращения: 25.06.2023).