Организация профориентационной работы в Кванториуме на базе МАОУ Политехническая гимназия г. Нижнего Тагила
В статье рассматривается опыт организации профориентационной работы на базе детского технопарка.
В современных условиях инновационного развития российского общества необходимо не только организовать образовательный процесс и дать учащимся знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в изменяющихся условиях, в которых важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность постоянно расширять свои знания.
Эту непростую задачу позволяет решить профориентационная работа с учащимися, организованная на всех ступенях образования с целью оказать поддержку учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Существенную роль в организации профориентационной работы отводится системе дополнительного образования, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения учащихся.
Организации дополнительного образования имеют потенциал для формирования готовности совершить осознанный выбор профиля обучения учащимися и выбор профессии выпускниками, для развития качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда.
В Кванториуме на базе МАОУ Политехническая гимназия (г.Нижний Тагил) профориентационная работа осуществляется через проведение профориентационных мастер-классов и квестов, а также в ходе реализации программ дополнительного образования.
Профориентационные квесты - это интерактивная форма мероприятий, которая позволяет учащимся познакомиться с различными профессиями, отраслями деятельности, а также развить ключевые навыки и качества, необходимые для выбора профессиональной карьеры. Далее приведен пример содержания профориентационного квеста для учащихся в Кванториуме.
Название квеста: "Открой свой путь"
Цель квеста: Помочь учащимся идентифицировать свои профессиональные интересы, узнать о различных профессиях и отраслях деятельности.
Ход квеста:
1. Стартовая точка: Учащиеся получают задание на планшете или через специальное мобильное приложение, где им предлагается пройти ряд испытаний и заданий, связанных с различными профессиями.
2. Основные этапы:
- -Этап 1: Открой свой потенциал - участники проходят серию тестов и заданий, чтобы определить свои сильные стороны, увлечения и профессиональные интересы.
- Этап 2: Исследование профессий - учащиеся изучают информацию о различных профессиях, их особенностях, требуемых навыках и карьерных перспективах.
- Этап 3: Практические задания - участники выполняют задания, связанные с выбранными профессиями, например, создание проекта, моделирование работы определенного специалиста и т.д.
3. Финальный этап: После выполнения всех заданий и прохождения всех испытаний учащиеся принимают участие в обсуждении и анализе результатов. Они получают обратную связь от специалистов и могут задать вопросы о дальнейших шагах в профессиональном развитии.
Такой профориентационный квест позволяет учащимся активно и интересно исследовать мир профессий, экспериментировать, общаться и обмениваться мнениями с другими участниками, а также развивать навыки самоанализа и самопрезентации.
Мастер – классы и квесты, как правило, проводятся с привлечением к участию представителей промышленных предприятий города, бывших выпускников гимназии, обучающихся на старших курсах вузов, а также представителей вузов-партнеров.
В ходе мероприятий учащиеся получают представление о содержании и условиях труда в избираемой профессии, об условии поступления в вуз, проводящий подготовку по данным специальностям, об особенностях обучения в вузе, о наличии целевой подготовки и ее условиях.
Завершается мероприятие обязательной практической частью, в ходе которой участники пробуют свои силы в конкретных областях деятельности выполняя задания, связанные с рабочий функционал каждого из специалистов.
Данный формат работы позволяет учащимся сформировать или откорректировать представление о профессии, понять соответствуют ли их способности и предпочтения тем требованиям, которые предъявляются к работнику определенной профессии, сформировать активность по получению необходимой информации о той или иной профессии.
Другое направление профориентационной работы – это реализация программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленности.
При реализации каждой программы обеспечивается профориентационная направленность занятий, формирование и развитие у учащихся общетрудовых и профессионально важных навыков.
В ходе обучения по программам дополнительного образования реализуются потребности учащихся по расширению объема знаний, в том числе и в области выходящих за рамки программы школьного образования и допрофессиональной подготовки.
Учащиеся получают информацию о том, в каких профессиональных отраслях получаемые ими знания могут быть использованы, рассматривают элементы технологических и иных процессов.
Задания, выполняемые учащимися, формулируются таким образом, что их выполнение способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, практическому применению знаний, полученных в ходу учебной деятельности. Это позволяет учащимся осознать важность и практическую значимость знаний, получаемых при изучении школьных дисциплин.
Таким образом, в современных условиях для реализации эффективной профориентационной работы необходимо задействовать ресурсы дополнительного образования, которое способно заложить основы профессионального развития личности и создавать предпосылки для успешного профессионального становления учащихся, развивать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно, оно выступает как необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и в ранней профессиональной ориентации.
- Е.А. Семенова, Е.Н. Левашова, И.Н. Сундеева,. Современная профориентационная работа в системе дополнительного образования детей естественнонаучной направленности.– Липецк: ООО «Позитив Л» 2020. – 100 с.
- Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2004. – 128 с.
- Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.
- Как помочь ребёнку с выбором профессии?: Профориентационный портал Кузбасса «ПРОФориентир». URL: http://proforientir42.ru/kak-pomoch-rebenku-s-vyborom-professii/. (дата обращения 07.05.2024)
- Пастушкова, Е. Уверенность в себе – залог успеха в выборе профессии: Журнал «Кем быть». URL: http://www.kem.by/proforientir/уверенность-в-себе-залог-успеха-в-вы/. (дата обращения 07.05.2024)