Электромагнитные явления: обучение через решение инженерных задач
В современном образовательном процессе важно не только изучение теоретических основ, но и применение этих знаний на практике, что особенно актуально в области физики и инженерного образования. Данная статья посвящена изучению электромагнитных явлений и их решению через практические задачи, связанные с электродвижущей силой индукции в проводниках, движущихся в магнитном поле.
Тема «Электромагнитные явления» является ключевой в курсе физики для учащихся 11 классов, особенно для учащихся инженерного профиля. Понимание этой темы значительно влияет на их подготовку к обучению в техническом вузе и будущую профессиональную деятельность.
Будущие инженеры должны понимать физическую сущность данного явления, поскольку явление электромагнитной индукции применяется на практике — от проектирования электрических машин до разработки сенсоров и устройств, использующих электромагнитные поля.
Одной из эффективных методик обучения является решение инженерных задач, которые способствуют более глубокому пониманию физической теории, развитию критического мышления и инженерного подхода у учащихся.
В рамках программы дополнительного образования «Решение технических задач» при изучении темы «Электромагнитная индукция» большое внимание уделяется задачам на движение перемычки с током в магнитном поле по П-образному контуру, данная конструкция лежит в основе линейных электромоторов и генераторов.
В процессе обучения учащиеся должны анализировать условие, строить математическую модель и анализировать ее.
Рассмотрим несколько примеров задач, рассматриваемых в процессе обучения.
До какой максимальной скорости может разогнаться проводник массой m, движущийся по длинным рельсам, не теряя контакта с рельсами. Коэффициент трения между проводником и рельсами равен µ. Проводник замкнут на источник тока с ЭДС ε и внутренним сопротивлением r. В пространстве между ними создано вертикальное магнитное поле (направление выбрано так, чтобы проводник двигался в направлении от источника тока) с индукцией B. Длина проводника l, его сопротивление R и намного больше внутреннего сопротивления источника. Сопротивление участков рельсов пренебрежимо мало. Ускорение свободного падения g.
Проанализируем физическое явление. В задаче рассматривается полная замкнутая электрическая цепь. В этой цепи существуют два источника с ЭДС разной природы.
В задаче задан постоянный источник тока с ЭДС ε и внутренним сопротивлением r. Следовательно, за счет данного источника по контуру идет электрический ток от «+» к «-» источника тока (в нашей задаче по часовой стрелке). По проводнику АВ идет ток от контакта А к контакту В. Проводник с током находится в постоянном магнитном поле, индукция B которого направлена от наблюдателя.
На проводник с током в магнитном поле действует сила Ампера, направление которой определяется по правилу левой руки. Сила Ампера, действующая на проводник с током в магнитном поле, направлена вправо. Под действием этой силы проводник начнет удаляться от источника тока. В результате явления электромагнитной индукции создается ЭДС индукции εi. Физической причиной, вызывающей появление ЭДС индукции, является сила Лоренца Fл. Направление действия силы Лоренца на заряды, движущиеся внутри проводника вместе с ним (положительно заряженные ионы в узлах кристаллической решетки), определяем по правилу левой руки. Сила Лоренца направлена от контакта В к контакту А.
Изобразим эквивалентную замкнутую цепь, содержащую два источника ε, но разной природы.
Основной идеей решения является описание физического явления в замкнутом контуре с учетом действия двух ЭДС ε.
Запишем закон Ома для полной цепи
– ЭДС индукции εi в проводниках, движущихся в магнитном поле.
Знаки ε источника и εi – ЭДС индукции не совпадают.
Определим все силы, действующие на проводник с током, помещенный в однородном магнитном поле:
FА – сила Ампера (направлена вправо);
Fтр – сила трения, направлена в противоположную сторону Fл (против движения проводника);
N – сила нормальной реакции опоры, направлена перпендикулярно опорам вверх;
mg – сила тяжести, направлена перпендикулярно плоскости чертежа вниз.
По второму закону Ньютона:
Решая систему уравнений, получаем
По условию задачи стержень должен достичь максимальной скорости, функция достигает максимума в том случае, если ее производная равна нулю. Производной от скорости по времени является ускорение. Значит, в тот момент, когда скорость достигнет максимального значения, ускорение будет равным нулю
Отсюда следует
Подставим (1) в (3)
Выразим из данного уравнения – максимальную скорость.
Проанализируем полученный результат. При движении проводника с током в магнитном поле произошло преобразование электрической энергии в механическую. Проводник разгоняется до максимальной скорости в магнитном поле, при этом электрическая энергия преобразуется в максимальную кинетическую энергию. Т.к. проводник обладает сопротивлением, можно рассмотреть преобразование электрической энергии не только в механическую, но и в тепловую, которую можно посчитать по закону Джоуля-Ленца. Также при решении данной задачи можно определить КПД установки
Особый интерес представляют задачи рассматривающие зарядку конденсатора за счет торможения перемычки, движущейся в магнитном поле по двум параллельным проводникам.
Рассмотрим зарядку конденсатора емкостью С, за счет торможения перемычки, движущейся в магнитном поле по горизонтальным сверхпроводящим рельсам со скоростью . Длина перемычки l, ее масса m. Перемычка замкнута на конденсатор. Вся система находится в вертикальном магнитном поле с индукцией . Сопротивление перемычки равно R. Трение перемычки о рельсы пренебрежимо мало. Найти силу тока зарядки конденсатора в самом начале торможения, максимальный заряд, приобретенный проводником при торможении.
Проанализируем физическое явление. В задаче представлен замкнутый контур, в котором перемычка АВ движется в магнитном поле со скоростью . Перемычка движется по сверхпроводящим рельсам без трения. Система замкнута на конденсатор С. В начальный момент времени конденсатор не заряжен. В результате явления электромагнитной индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле, создается ЭДС индукции, что является причиной появления в перемычке индукционного тока.
– ЭДС индукции εi в проводниках, движущихся в магнитном поле.
От скорости движения проводника зависит величина εi – ЭДС индукции, а значит и величина индукционного тока во время зарядки конденсатора.
Решение начнем с определения силы тока зарядки конденсатора в самом начале торможения. Для этого воспользуемся законом Ома для замкнутой цепи:
где – ЭДС индукции, созданная в проводнике, движущемся в однородном магнитном поле; – напряжение, созданное на конденсаторе.
Тогда
Рассмотрим полученное выражение в начальный момент времени, когда конденсатор еще не заряжен (мгновенно конденсатор зарядиться не может)
Данное выражение определяет силу тока в самом начале торможения.
Тормозящий проводник способен зарядить конденсатор.
Далее определим максимальный заряд конденсатора при торможении перемычки. Рассмотрим силу Ампера, действующую на перемычку, движущуюся в магнитном поле. Направление ее определим по правилу левой руки. В данной задаче сила Ампера направлена влево.
По второму закону Ньютона сила Ампера вызывает ускорение (Fтр = 0 по условию задачи). Сила Ампера направлена влево, а вектор ускорения совпадает с направлением силы Ампера. Значит, ускорение и начальная скорость противоположно направлены, и перемычка будет тормозить.
Запишем второй закон Ньютона:
По определению проекция ускорения равна:
Видно, что изменение скорости связано с изменением заряда, при q = qmax →
Как только конденсатор зарядится до максимального значения, ток в контуре станет равен нулю.
Отсюда следует
Подставим (5) в (4)
Теперь выразим qmax
Проанализируем полученное решение. Чем больше начальная скорость перемычки, тем больший заряд может приобрести конденсатор при торможении перемычки в магнитном поле. Данная задача позволяет рассмотреть практическую сторону зарядки конденсатора при торможении движущегося в магнитном поле проводника. Кинетическая энергия проводника превращается в электрическую энергию конденсатора. При этом возможен и обратный процесс: конденсатор, разряжаясь, сможет преобразовать электрическую энергию вновь в механическую. По перемычке снова пойдет ток. Возникнет сила Ампера, которая заставляет проводник двигаться.
Обучение физике через решение инженерных задач является важным аспектом образовательного процесса. Учащиеся видят, как абстрактные физические законы применяются в реальных ситуациях, что способствует более глубокому пониманию материала. Когда студенты видят, как физика может быть связана с их интересами или будущей карьерой, это повышает их мотивацию и вовлеченность.
Кроме того, данный подход углубляет понимание теории, развивает практические навыки и критическое мышление.
- Физика: Сборник контрольных заданий по электромагнитным явлениям для студентов инженерно-технических специальностей /П.А. Красных, В.М. Пауков, В.М. Полунин, Г.Т. Сычев; Под ред. В.М. Полунина; Курск. гос. техн. ун – т. Курск, 2000.
- Н.П. Калашников, Т. А. Семёнова, В.Ф. Фёдоров. Руководство по решению задач по физике: Электричество и магнетизм: Учебное пособие. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. — 424 с.
- Гуревич А. Е. Физика. Электромагнитные явления. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 1999. — 256 с.
- Физика. Избранные задачи. Кн. II: Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электрический ток в среде. Электромагнитные колебания. Переменный ток в RCL-цепях. Электромагнитные волны. Оптика. Основы теории относительности. Квантовая физика/ Ю.Т. Павленко. — М.: Издательство «Экзамен», 2008. — 430, [2] с