Экологизация культуры личности
Журнал Научные высказывания

Экологизация культуры личности

В статье рассматривается актуальность развития экологического сознания личности граждан. Также, в статье проводится анализ формирования экологической культуры человека, актуальные проблемы и тенденции развития.

экологическое сознание
экологизация
экологическая культура
экология

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях существования и развития человечества – фактор экологии занимает одно из ведущих направлений. Культура потребления приравнивается к основам социального восприятия людьми окружающей среды. Экологическая культура становится неотъемлемой частью любой сферы деятельности государственной политики, а также жизненного уклада ценностей населения. На текущий момент роль восприятия культуры экологии среди людей является важным аспектом в жизнедеятельности. Также, на сегодняшний день повышается значимость экопатриотизма.

Предметом исследования является экологическая культура граждан. В процессе рассмотрения содержания и проблем экологической культуры населения в рамках исследования применялись общенаучные и специальные юридические методы познания правовых явлений и процессов. К числу общенаучных методов следует отнести анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Экологическая культура является сложной системой ценностей конкретной личности, которая сопровождается формированием качественно нового сознания по отношению вопросов экологии и окружающей среды. Культура экологии охватывает все сферы жизненной деятельности [1, с. 182]: социальную, культурную, политическую и экономическую.

С точки зрения социологии, экологическая культура оказывает прямое воздействие на сознание и личные ценности людей. Для каждого индивида на генетическом уровне заложена определенная модель поведения, которая трактуется наследственными клетками предков. Главным регулятором процессов любого организма является мозг, в котором формируется сознание. Личность и характер, интеллект и возможность принимать решения – за всеми этими процессами стоит функционирование мозговых отделов [2, с. 9]. Именно в этом центре создания всех мыслительных процессов формируется сознание, мировоззрение, взгляды на жизнь, разум и восприятие действительности. Процесс формирования личности представляет собой совокупность всех выделенных элементов в действии.

Экологическая культура в данном вопросе может быть разделена на два уровня – общий и дополнительный. С точки зрения общего уровня, в рамках социального восприятия, в момент формирования новой модели поведения, человек адаптируется под новые условия существования, изменяя свои личностные установки на генетическом уровне. Таким образом, для формирования экологической культуры личности на общем уровне необходимо приобщение к элементарным процессам – например, выбрасывание мусора в урны и другие. В данной ситуации, автоматизированные действия перерастают в привычку, что в понятии науки нейробиологии называется достижением «мудрости» или формированием нового разума. Данный процесс обусловлен «отмиранием» неиспользуемых клеточных связей в мозге и созданием новых, которые образуют новый закрепленный опыт и модель поведения личности. В результате, у индивида меняется уровень восприятия вопросов экологии, а также совершенствуются мировоззрение, личные взгляды и моральные установки по данной проблеме.

С точки зрения дополнительного уровня адаптации личности, причастной к культурной экологии, необходима оптимизация сложных процессов, требующих определенной подготовки и соответствующих знаний в данной области. Структура дополнительного уровня включает несколько механизмов восприятия, и может быть активирована в сознании личности только после достижения общего уровня. Примером дополнительного уровня формирования экологической культуры личности может быть: сортировка и утилизация мусора по различным категориям, отказ от использования пластика, покупка вещей из переработанных материалов, использование в пищу продуктов, упаковка которых не содержит в составе пластика и другие. В данном случае необходимо начальное верное восприятие экологической культуры личностью. В дальнейшем, изучение, анализ и применение в действии новой информации и навыков также закрепляются на генетическом уровне индивида [3, с. 217]. Таким образом, стоит отметить, что процесс формирования экологической культуры личности с точки зрения социологии – это самый сложный процесс из всех сфер жизненной деятельности. Работа с личностными установками и формированием восприятия – один из сложнейших видов деятельности.

Справедлива точка зрения А.С. Алихаджиевой о том, что «развитие национальной экологической культуры тесно граничит с экологическим патриотическим мышлением. Воспитание патриотизма — это сложный процесс, и для решения данной задачи целесообразно использовать благоприятные условия, а именно интересный и доступный материал, последовательную ориентацию на образование в сфере экологии, внушение нынешнему подрастающему поколению и молодежи важности их участия в судьбе природной системы» [1, с. 235].

На современном этапе развития экологической культуры российского общества существует большое количество как положительных, так и отрицательных тенденций развития. Механизмы модернизации экологических проблем не реализуются в должном формате. Несмотря на неактуальность применения новых технологий производства и утилизации отходов различных категорий, ежегодно увеличивается количество российских граждан, в сознании которых формируется экологическая культура. Существует спектр проблем, препятствующих своевременному развитию экосистемы в России.

Среди наиболее актуальных проблем экологии в России можно выделить [1, с. 65]:  отсутствие селективного сбора отходов; отчуждение территорий под организацию новых полигонов по захоронению отходов, переполненность уже имеющихся и большое количество несанкционированных свалок, которые наносят огромный вред всем компонентам окружающей среды; низкий уровень вовлеченности граждан по вопросам организации экологической культуры потребления и пользования ресурсами; низкий уровень государственной защищенности окружающей среды, недостаточное законодательное регулирование сфер экологической среды и другие направления. 

Экологическая культура российского общества нуждается в ускоренном развитии. На текущий момент большинство граждан не только не придерживаются селективного сбора отходов, но и просто не утилизируют отходы должным образом. В данном случае необходимо организовать меры по формированию нового качественного сознания экологической культуры у россиян – посредством агитации, созданием условий бережного отношения к окружающей среде.

Стоит отметить тенденцию в сфере совершенствования законодательства в части экокультуры – формирование зон ответственности для граждан в вопросе утилизации ТКО, для органов власти в вопросе организации пунктов сбора ТКО по категориям для населения в районах многоквартирных и частных домов, а также меры ответственности за дальнейший вывоз и утилизацию каждой категории ТКО в соответствии с установленными нормами. Также, актуально формирование нормативно-правового акта, регулирующего нормы утилизации каждой категории отходов для жилищно-коммунальных организаций, поскольку, исходя из практики, ТКО всех категорий утилизируется в виде захоронения и создания «свалок».

Помимо этого, важной тенденцией является государственная поддержка общественных организаций, деятельность которых направлена на сохранение природного потенциала и борьбу за бережное отношение к экологии. На текущий момент большинство общественных объединений реализует свою деятельность с помощью благотворительных пожертвований граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным направлением, нуждающемся в проработке по вопросам экосистемы является сознание и восприятие экологических проблем российском обществом. Также, необходимы: популяризация вопросов и проблем экологии путем агитации и воздействия на сознание молодых поколений, поскольку именно молодежь может внести существенные изменения в существующие условия жизни; обустройство всех территорий России пунктами селективного сбора отходов, находящихся в близком доступе домов граждан, усиление законодательного регулирования по вопросам экологии, отношению к животным и растениям.

Список литературы
  1. Жуйкова Т.В. Экологическая токсикология: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры // Т.В. Жуйкова, В.С. Безель // М.: Издательство Юрайт. - 2019. — 362 с.
  2. Волков А.М. Экологическое право. // А.М. Волков // Учебник. М.: КноРус. - 2020. - 344 с.
  3. Доктор Джо Диспенза. Сила подсознания или как изменить жизнь за 4 недели. // Доктор Джо Диспенза // БОМБОРА ТМ. – изд.: Unicorn. – Москва. – 2021. – с. 9.
  4. Алихаджиева А.С. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества // Сборник научных статей. Посвященный 10-летию кафедры международного права и прав человека юридическому институту МГПУ: «Права человека в международном и национальном праве». М. - 2015. - С.232-240.
  5. Залунин В.И. Социальная экология: учебник для академического бакалавриата // В.И. Залунин // 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт. - 2019. — 206 с.