Декорация тувинскими национальными элементами архитектурной среды г. Кызыла
Рассмотрен анализ использования национальных элементов архитектурной среды г. Кызыла. Приведены фотографии тувинских орнаментов, используемых в малых архитектурных формах города.
В Российской Федерации тенденция использования культурных традиций, элементов национального стиля стремительно набирает обороты. Одним из этносов России, активно развивающих свою самобытную культуру, являются тувинцы.
В произведениях местных мастеров характерной чертой является не только знание традиций, дошедших до нас из древности, но и художественная фантазия, которая из глубин веков культуры поднимает в нашу современность живые образы и пластику.
Наряду с возрождением национальных традиций большое внимание уделяется материальной культуре, одним из основных объектов которой выступают национальные элементы (орнаменты).
Вопросы художественного наследия, традиций и новаторства, дальнейшей разработки национальной формы в архитектурном декоре весьма актуальны и представляют интерес для научных исследований.
Национальные орнаменты, представленные на малых архитектурных формах, на главных улицах, площадях, в парках привлекают внимание и вызывают восхищение и одобрение населения. Если прогуляться по городу Кызылу, по другим населенным пунктам Тувы, и внимательно осмотреться по сторонам на улицах, то можно заметить, что рисунки национальных элементов встречаются в резных решетках, воротах, дверях и др.
Рис.1. Вход в скульптурный комплекс «Центр Азии»
В масштабах города малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне улучшают социальное настроение, повышают уровень доверия к администрации. Поэтому они становятся важным элементом благоустройства, придают проектам законченный, эстетичный вид.
Многие века наши предки — тувинцы — жили в юртах. Но ХХ век изменил и условия жизни тувинцев, и саму жизнь. Наши деды и бабушки были вынуждены переселиться в деревяные дома. Затем в селах и городах Тувы появились также кирпичные, панельные дома. И хотя для животноводов юрта осталась главным жилищем, удобным и мобильным.
На рисунке показаны различные малые архитектурные формы в виде скамеек, урн, фонарей, украшенных узорами и орнаментами в национальном стиле.
Рис. 2. Малые архитектурные формы с орнаментами в скульптурном комплексе
«Центр Азии»
Гости, приезжающие в Республику Тыва, могут сразу заметить вокруг себя часто встречающийся интересный символ, узор. Многие спросят, что это и какое значение имеет? На рис. 3 показана многогранная фигура (малая архитектурная форма) с орнаментом в национальном стиле «олчей удазыны» (по рус. «узел счастья» или «узел бесконечности»). Этот узел не имеет ни начала, ни конца. У тувинского народа олчей удазыны в традиционном мировоззрении означает символ долгой жизни, постоянства, любви и гармонии, с религиозной стороны – бесконечная мудрость и сострадание Будды.
На крыше дворца молодежи «Алдын дошка», представлен орнамент «дошка». Дошка - плетение из круглого шнура округлой формы с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу. Дошка - не только узел. Это еще символ счастья, так как дошка - это узловой вариант тувинского узора «олчей удазыны» (в переводе - узел счастья).
Рис. 3. Дворец молодежи «Алдын дошка»
Тувинские мастера для декорации малых архитектурных форм использовали орнаменты тувинского национального стиля. Сохраняя актуальность, орнамент является достаточно популярным интересным источником для декорирования малых архитектурных форм, украшающих улицы, площади, парки, здания и сооружения населенных мест.
Использование тувинских орнаментов для малых архитектурных форм привносит своеобразные стилистические находки, которые интересны для человека современной культуры. Орнамент представляет собой богатейший историко-культурный источник, исследование которого может существенно уточнить и углубить знания о культуре прошлого. Необходимым условием для создания оригинальных малых архитектурных форм является объединение культурных традиций и инноваций.
Таким образом, малые архитектурные формы с орнаментами национального стиля успешно разрабатываются, внедряются и представляют интерес не только для местного населения, но и для гостей города.
- Майны, Ш. Б. Тувинский костюм в современных условиях / Ш. Б. Майны, М. С. Кухта // Вестник Тувинского государственного университета. №1 Социальные и гуманитарные науки. – 2022. – № 1(88). – С. 64-74. – DOI 10.24411/2221-0458-2022-88-64-74.
- Майны, Ш. Б. Тувинский костюм: традиции и современность / Ш. Б. Майны, М. С. Кухта // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2019. – № 36. – С. 232-242. – DOI 10.17223/22220836/36/22.