Роль стигматизации в социальных коммуникациях
Статья посвящена проблеме социальной стигматизации, возникающей в процессе коммуникации между людьми. На примере образовательного процесса рассматриваются трудности личностной самоидентификации и самореализации в коллективах, а также положительные и отрицательные стороны такого явления, как стигматизация.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена влиянием стигм и стереотипов на процесс самореализации индивида в современном обществе. Индивиду свойственно навешивать ярлыки на окружающих людей, тем самым создавая субъективный образ, в большинстве своём носящий негативный характер. В свою очередь это может стать причиной возникновения определённого рода трудностей, связанных с самоидентификацией личности. Формируется барьер, который мешает продуктивному взаимодействию между членами социальных групп.
В качестве примера давайте представим ситуацию, которая может произойти в любом высшем учебном заведении. Некий студент «А» недостаточно усердно готовится к семинарам и не выполняет домашние задания. Преподаватель вполне вероятно будет делать замечания такому студенту.
Параллельно в этой же группе обучается другой студент «Б», которого смело можно отнести к разряду «отличников», ведь он всегда на семинарах готов к любым обсуждениям и полностью выполняет все домашние задания. Подобного рода отношения к дисциплине со стороны студентов «А» и «Б» были замечены не один семинар как преподавателем, так и одногруппниками, в результате чего в их сознаниях формируются устойчивые стереотипы этих студентов с определёнными человеческими качествами.
В социологии и социальной психологии стереотипом принято считать устойчивый, обычно упрощённый образ того или иного объекта (индивида, группы, события, факта и т. п.), воспроизводимый в сознании человека и определяющий его отношение к данному объекту. [https://bigenc.ru/philosophy/text/4165944 (доступно на 22.12.2021)].
Таким образом, за студентом «А» закрепляется образ безответственного студента, который регулярно не выполняет домашнее задание, а образ студента «Б» будет восприниматься как человека дисциплинированного, организованного и с высоким уровнем ответственности. Это ситуация наглядно демонстрирует процесс накладывания стигмы в социальных взаимодействиях индивидов.
Термин «стигма» был введён в лексикон известным социологом Ирвингом Гофманом, который дал ему следующую характеристику: «… этот термин широко используется главным образом в первоначальном буквальном смысле, однако не столько обозначает знак на теле, сколько указывает на постыдный статус индивида как таковой» [И. Гофман. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью, (Перевод М. С. Добряковой. 1963 г., стр. 2)]. Само же слово стигма, переводя с латыни означает клеймо. Можно утверждать, что большую роль в процессе стигматизации играют в неком роде сигналы, проявляющиеся во время взаимодействия с личностью, на основе которых мы выстраиваем свое дальнейшее отношение к нему. Необходимо заметить, что не всегда под стигмой подразумевается недостаток, негативное качество личности, хотя в большинстве случаев это именно так. Сам же Гофман в большей степени уделял внимание стигмам, носящим отрицательный характер.
Гофман придерживался концепции символического интеракционизма. В своих исследованиях он особое внимание уделял способам коммуникации между людьми, их сообщениям, словам и жестам, на основе которых мы закрепляем за тем или иным индивидом определённое качество, клеймо. Ирвингу Гофману было интересно, возможно ли преодолеть в глазах общества свою стигму и если возможно, насколько это тяжело для самой личности. Возвращаемся к примеру из начала моей работы. Сможет ли ученик «А» стать в глазах своей группы и преподавателя прилежным и порядочным студентом, а ученик «Б» неисправимым лентяем и бездельником? Практика показывает, что безусловно возможен такой поворот событий, но наверняка поначалу сложившиеся стигмы будут работать в пользу (если так можно сказать по отношению к студенту «А») студентов. Ученик «А» может выполнить задание к семинару, а ученик «Б» перестать стараться на семинаре и что-либо выполнять на нем, но поначалу все (преподаватель и группа) будут это списывать на так называемое «исключение из правил». Лишь многоразовое повторение подобных действий со стороны каждого из них повлечёт изменение отношений к ним, но это все равно приведёт к появлению новой стигмы, хоть и диаметрально противоположной предыдущей.
В своей классификации стигм Гофман выделяет два вида: проявленные и латентные. Первый тип подразумевает, что данная стигма легко замечаема другими индивидами, в то время как второй тип связан с её скрытностью, ведь личность стремится как можно лучше утаить потенциальное клеймо от других субъектов общества. Следует упомянуть, что помимо социальных стигм (человеческих проявлений, на основе которых людей начинают ассоциировать с конкретными качествами), Гофман упоминал физические (отсутствие конечности, расовая и национальная принадлежность и т.п.).
Параллельно с Ирвингом Гофманом теория стигматизации развивалась в работах других социологов как например, Говарда Беккера, который утверждал, что общество за счёт накладывания стигмы заставляет девиантов (в рассматриваемом им случае освободившихся бывших преступников, ранее попавших в места лишения свободы из-за «ошибок прошлого») снова совершать преступления, ведь общество все равно уже безукоризненно считает их уголовниками, тем самым способствуя росту рецидивов.
Теория стигматизации, основу которой заложил Гофман, до сих пор является весьма актуальной концепцией, как можно было понять из представленного примера. В процессе социального взаимодействия индивидам свойственно формировать устойчивые образы друг друга и наклеивать таким образом ярлыки на всех участников своего социального окружения.
В этом есть как недостатки, так и положительные стороны. К негативным аспектам можно отнести возникновение предвзятости, из-за которой жертвы стигматизации могут смириться с навязанным ему образом и не пытаться влиять на процесс социального взаимодействия с другими индивидами, а значит оставаться пассивным исполнителем той социальной роли которая соответствует сформированной стигме, (как в примере у Говарда Беккера). В качестве позитивной стигматизации можно рассматривать возможность людей заранее планировать и выстраивать свою модель взаимодействия с обладателями клейма на основе уже известной информации, представленной данными стигмами.
Данная теория может применяться для анализа разных социальных ситуаций, возникающих в процессе коммуникативного взаимодействия индивидов, при этом, с моей точки зрения, в данном вопросе следует придерживаться правила «золотой середины» путем извлечения полезных свойств подобной концепции, стремясь брать во внимание и другие важные аспекты оказывающие влияние на выстраивание социального взаимодействия индивидов, такие как специфика межличностных и психологических особенностей индивидов участвующих в процессе коммуникации, специфика самой социальной ситуации и т.д.
- Г. Беккер. Аутсайдеры
- И. Гофман. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью
- К.В. Сорвин, А.А. Сусоколов. Человек в обществе (9 издание)
- Социальная стигматизация: генезис и детерминанты становления // Социологический альманах. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-stigmatizatsiya-genezis-i-determinanty-stanovleniya
- Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор девиантного поведения // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 419-423. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22593/
- Диссертация: Социальная стигматизация как объект управления в образовательном пространстве https://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-stigmatizatsiya-kak-obekt-upravleniya-v-obrazovatelnom-prostranstve
- Территориальная стигматизация молодежи (на примере Дальневосточного региона) // Социодинамика. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnaya-stigmatizatsiya-molodezhi-na-primere-dalnevostochnogo-regiona