Закупки и продажи на цифровых платформах (на примере Alibaba.com)
Современные цифровые платформы оказывают значительное влияние на процессы закупок и продаж, предлагая предприятиям новые возможности для расширения своего бизнеса и улучшения конкурентных позиций. Одной из ведущих цифровых торговых платформ является Alibaba.com, предоставляющая обширные возможности для международной торговли. В данном исследовании рассматриваются особенности функционирования закупок и продаж на цифровых платформах, а также анализируется деятельность платформы Alibaba.com. В ходе исследования выявлены ключевые преимущества и недостатки функционирования Alibaba.com. Проведенный анализ позволяет понять специфику работы на цифровых платформах и определить перспективные направления для дальнейшего развития в условиях глобальной цифровой экономики.
Большинство существующих стран в настоящее время придерживаются принципов рыночной экономики ввиду её очевидных преимуществ. Государство создаёт условия, в которых производитель и покупатель развиваются по естественным экономическим законам. Однако при этом власти не отведена роль стороннего наблюдателя в рыночных отношениях. Государство может выступать ещё и как в роли продавца, так и в роли покупателя. Органы государственного и муниципального управления, а также различные бюджетные учреждения используют механизм государственных закупок.
С одной стороны, это достаточно эффективный инструмент стимулирования экономики в рыночных условиях (в том числе и для поддержки отечественного производителя). С другой — это такая форма взаимодействия с поставщиками, при которой государство получает необходимый продукт и услугу по наиболее выгодным условиям. Согласно 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд [1].
С 1 января 2014 года, после вступления в силу вышеупомянутого закона, Российская Федерация перешла на контрактную систему в сфере государственных закупок. Теперь все (за исключением особых случаев) государственные и муниципальные закупки в России должны размещаться в ЕИС в сфере закупок [2]. Данный процесс проходил в рамках развития информационного общества и запуска различных государственных электронных сервисов и решал несколько важных задач. Основной из них являлось внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов, что будет способствовать снижению присутствия коррупционной составляющей и росту конкуренции. Тем не менее, существующая система государственных и муниципальных закупок даже после запуска нескольких электронных площадок остаётся сферой с постоянным присутствием недобросовестной конкуренции. Так, по данным Счётной палаты РФ, объем нарушений при госзакупках в рамках 44-ФЗ в 2022 году составил 104,6 млрд руб. Это в два с лишним раза больше, чем было годом ранее (48,8 млрд руб.). Почти в три раза выросло и число самих нарушений — почти 2200 в 2022 году против 823 годом ранее. Экономия бюджетных средств по итогам осуществления закупок снизилась до 6,7 % (9,9 % в 2021 году) [3].
Современные электронные закупки адаптированы для крупных промышленных корпораций. Эти компании закупают большие объемы товаров и материалов с учетом уникальных требований каждого отдела. Другая сложность заключается в том, что частота закупок товаров может существенно различаться, поэтому отделу логистики приходится контролировать все эти детали. Эти проблемы делают процесс закупок слишком сложным для централизованного управления. Задержки в принятии решений, вызванные медленными закупками, приводят к постоянно растущим операционным расходам и неспособности персонала оптимизировать закупочные цены. Современные технологии цифрового рынка кардинально меняют этот подход [4]. Действуя как «цифровая торговая площадка Alibaba.com» для всех задач по закупкам только для внутренних отделов, она позволяет сотрудникам централизованно контролировать весь процесс электронных закупок. Это не означает, что традиционные системы электронных закупок находятся в опасности. Торговая площадка расширяет их возможности, дополняя эти тяжелые решения дополнительными возможностями, позволяющими сделать процесс быстрее и проще, одновременно решая некоторые задачи, которые были невозможны для их процессоров.
Одной из ключевых характеристик цифровой платформы является ее способность позволять нескольким пользователям одновременно взаимодействовать и участвовать. Она действует как посредник, объединяя покупателей и продавцов, создателей и потребителей контента, поставщиков услуг и пользователей, а также облегчая взаимодействие и транзакции между ними. Цифровая платформа Alibaba.com может принимать разные формы и служить разным целям, обслуживая разные отрасли и сектора. Она может быть предназначена для электронной коммерции, социальных сетей, обмена контентом, услуг по запросу, финансовых технологий, путешествий и гостиничного бизнеса, здравоохранения и многого другого.
Основная цель платформы — предоставить пользователям беспрепятственный и удобный онлайн-опыт. Alibaba.com работает с использованием передовых технологий, таких как облачные вычисления, искусственный интеллект, анализ больших данных и мобильные приложения. Она предоставляет пользователям удобные интерфейсы, инструменты и функции, которые упрощают работу в Интернете и повышают эффективность и результативность проведения транзакций или участия в деятельности. В целом цифровые платформы играют жизненно важную роль в цифровой экономике, создавая новые возможности для бизнеса, способствуя инновациям и объединяя людей по всему миру. Они позволяют компаниям охватить более широкую аудиторию, оптимизировать операции и улучшить качество обслуживания клиентов. Пользователям цифровые платформы предлагают удобство, доступность и широкий выбор [5]. Однако рост и влияние цифровых платформ также вызывают обеспокоенность и проблемы. Такие вопросы, как конфиденциальность данных, безопасность, честная конкуренция, соблюдение нормативных требований и концентрация власти в руках нескольких доминирующих платформ, стали важными факторами в современном цифровом мире.
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. // Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Единая информационная система в сфере закупок URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html .
- Диагноз аудиторов: почему нарушения при госзакупках выросли вдвое // Официальный сайт РБК URL: https://www.rbc.ru/economics/26/04/2018/5ae053d79a794722a860ad11.
- Губенко Е. С. Контрактная система в публичных закупках [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Губенко Е. С.- Электрон. текстовые данные. - М.: Российский государственный университет правосудия, 2019.- 540 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65861.html.- ЭБС «IPRbooks».
- Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
- Шулятьев, В. Э. Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода к электронным закупкам / В. Э. Шулятьев // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60050/ .