Культура хиппи «тогда» и «сейчас». Как живут современные хиппи
Журнал Научные высказывания

Культура хиппи «тогда» и «сейчас». Как живут современные хиппи

Рассмотрены истоки субкультуры хиппи. Выяснено, что представляет из себя жизнь современных хиппи на основе интервью, взятого у представителя субкультуры.

хиппи
субкультура

Хиппи — молодежная субкультура и философия, которая появилась в конце 60-х годов ХХ века в США, а затем распространилась по всему миру и оставила большой исторический след. Следует разобраться в том, кто такие хиппи и в причинах их появления.

Основной движущей силой субкультуры было поколение «беби-бумеров». Беби-бум (англ. baby boom — «взрыв рождаемости») — значительное и устойчивое увеличение рождаемости в конце 40-х — начале 50-х гг., возникшее в сравнительно благоприятных экономических условиях после окончания Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Вместе с рождаемостью ускорялось и экономическое развитие, послевоенный экономический подъем также называют «золотым веком капитализма».

Назрел вечный конфликт «отцов» и «детей»: если для старшего поколения благополучное и стабильное существование было важнее всего, то молодые люди, не ощутившие на себе тяжесть Великой Депрессии и военного времени, отрицали всевозможные устоявшиеся социальные институты и ценности (консерватизм, карьера, деньги и т.д.), критиковали общество потребления. «Нас не любят — нам только покупают игрушки», «Наш мир — не для продажи» — лозунги, которые начали появляться на плакатах митингующей молодежи. 

Возрастал культ образования: до Второй мировой войны в США было 38 университетов, а к 1968 году их количество превысило 600. В 1964 году Соединенные Штаты Америки вступили в войну во Вьетнаме, и поскольку служба в армии США была по призыву (вплоть до 1973 года) на войну насильно отправляли молодых людей, что привело к масштабным студенческим протестам, на которые власти реагировали жёстко. 4 мая 1970 года в Кентском университете во время антивоенной акции Национальная гвардия Огайо открыла огонь по толпе, в результате чего погибло 4 и было ранено 9 студентов, что привело к ещё более острой общественной реакции. 18 мая 1970 года Евгений Евтушенко опубликовал в газете «Правда» стихотворение «Цветы лучше пуль» с отсылкой на эти события: «Цветы лучше пуль» — последние слова студентки Аллисон Краузе, вложившей цветок в дуло винтовки.

«Девятнадцатилетняя Аллисон Краузе,

Ты убита за то, что любила цветы.

Это было Чистейших надежд выражение,

В миг, Когда, беззащитна, как совести тоненький пульс,

Ты вложила цветок

В держимордово дуло ружейное

И сказала: «Цветы лучше пуль».

Хиппи по сей день называют «детьми цветов», а в основу идеологии субкультуры легли идеи о мире и свободе.

Вопреки стереотипам о том, что «эпоха детей цветов и солнца» исчезла после 1980-х годов, хиппи существуют и в наши дни, но несмотря на это, культура претерпела метаморфозы. Сейчас трудно встретить крупные фестивали, похожие на Вудстокскую ярмарку музыки и искусств (знаменитый американский рок-фестиваль 60-х, который стал символом «эры хиппи», собравший более полумиллиона зрителей), масштабные шествия и студенческие демонстрации, поскольку хиппи с течением лет перестали громко заявлять о себе, а узнать о них стало возможным только в узких кругах.

Нам удалось пообщаться с представительницей наследников культуры «детей цветов». Девушка ведет блог в социальных сетях и рассказывает о жизни современных хиппи. Мы задали Полине несколько вопросов.

— Миф ли, что хиппи в большинстве своем исчезли вместе с тем, как постарело и переросло «юношеский максимализм» поколение «беби-бумеров»?

— Мне кажется, эти люди просто выросли и стали более спокойными, они со своими семьями и детьми приезжают на сходки, в летние лагеря, которые существуют уже многие десятилетия. Но почему-то молодое поколение больше не показывается, все спрятались по коммунам. Я не знаю причину, почему сейчас это не так популярно. Наверное, это [движение хиппи] стало уже какой то «тусовкой для тех, кто в теме», а люди, которые хотят попасть туда, не знают, где искать и с чего начать. Несмотря на то, что я хотела бы, чтобы это снова стало популярным, я нигде не афиширую такие места, потому что для меня это что-то родное и сокровенное, то, чем не хочется делиться. Рассказывать людям в интернете очень опасно, могут приехать совсем разные гости. Мы боимся, что, наслышавшись стереотипов, они будут употреблять алкоголь или запрещенные вещества, думая, что у нас это в порядке вещей, но это не так.

— Чем, по вашему мнению, отличаются хиппи «сейчас» от хиппи «тогда»?

— Хиппи «тогда» я не застала, но у меня есть пожилой друг, который в 70-х ездил по «всяким Вудстокам» [Вудстокская ярмарка музыки и искусств], и он рассказывал, что в наш лагерь в те годы приезжало около тысячи человек (сейчас максимум 150-200). По его рассказам, он мог прийти на Казанскую площадь в Петербурге, и там всегда были вечеринки в любое время дня и ночи, там веселилось много людей. Они кричали о мире во всем мире, но сейчас они делают все то же самое, но в закрытых кругах. Много людей хочет в такие компании, но не все готовы бросить все и уехать путешествовать, мыться в речке и терпеть какой-то дискомфорт. Я думаю, такие места сами «находят» людей, которые заинтересованы в этом. Я заметила, что это становится популярнее.

— Как вы, как представительница движения (течения или субкультуры), объясняете понятие «хиппи»? Согласны ли вы с терминологией, представленной в интернете?

— Я стараюсь не относить себя к какой-то субкультуре, в нашей компании мало кто называет себя именно так [хиппи]. Но нам в целом очень близки их [хиппи] идеи о добре, безусловной любви, заботе о людях и природе. Когда попадаешь в такое окружение, ты словно оказываешься в сказке или утопии. Я читала несколько статей о хиппи, и я согласна с тем, что про них пишут, про их идеи и взгляды на мир. Большинство хиппи — веганы, они сортируют мусор, участвуют в благотворительности. Они — люди солнца, делающие много для общества и природы. Многие из них работают, учатся, живут обычной жизнью и, например, на полгода уезжают кочевать, как я. Не все из них «ленивые и безработные», в соответствии со стереотипами, большинство — обычные люди которые хотят найти единомышленников.

Пройдя длинный путь в многие десятилетия, не избежав изменений, культура хиппи сохранилась до наших дней со своими первоначальными ценностями. «Дети цветов», как полноправные члены общества, живут среди нас, занимаются благотворительностью, заботятся о природе и продвигают идеи о мире, добре, свободе и равенстве. «Эпоха хиппи» шестидесятых прошла, оставив после себя богатое наследие, которое с гордостью несут ее последователи.

Список литературы
  1. Kent State Shooting by HISTORY.COM EDITORS https://www.history.com/.amp/topics/vietnam-war/kent-state-shooting
  2. Bills, Scott L. Kent State/May 4: Echoes Through a Decade. Kent, OH: Kent State University Press, 1982.
  3. Woodstock https://www.thisdayinmusic.com/liner-notes/woodstock/amp/