Проблемы автоматизации цикла работ сервисных компаний (на примере работы автосервиса)
Журнал Научные высказывания

Проблемы автоматизации цикла работ сервисных компаний (на примере работы автосервиса)

Представленное исследование посвящено актуальным вопросам использования информационных технологий для решения проблем автоматизации цикла работ сервисных компаний, частности, записей проведения сервисных работ (на примере работы автосервиса).

информационные системы
база данных
проектирование
информационные технологии

Тема сбора, обработки и хранения данных остается весьма актуальной, поскольку до сих пор во многих компаниях распространено хранение информации на бумаге или на неавтоматизированных средствах, что препятствует ее эффективному использованию. В свою очередь, использование клиент-серверных технологий позволяет сохранить средства и время для получения необходимых данных, а также повышают удобство доступа к ним. В наше время ввиду информационной перегруженности человек уже не успевает быстро и при этом объемно обрабатывать информацию. Поэтому роль таких систем, которые обеспечивают практически моментальную обработку, выдачу и безопасное хранение данных, возрастает.

В данной статье будут рассмотрены основные аспекты проектирования структуры базы данных (БД), в частности, анализ предметной области, концептуальное, логическое и физическое проектирования.

На протяжении долгого времени автомобильная индустрия развивается и расширяется, а соответственно, растет количество автотранспорта на дорогах. Как и любое техническое средство, автомобиль нуждается в обслуживании и ремонте, а порой и в улучшении технических характеристик.

На сегодняшний момент существует множество проблем не только ведения и учета данных со стороны работником автосервисов, но записи и обслуживании со стороны клиентов. Именно поэтому для недопуска подобных проблем и улучшения общего уровня услуг и быстродействия автосервисов требуется создание продуманной базы данных.

В работе автомобильных сервисов можно выделить два главных качества, которые важны для любого клиента – это качество и быстрота выполненной работы. Эти две характеристики зависят от структуры, организованной для распределения работ по автомобилям.

Автоматизация компании, которая предоставляет услуги, будет включать в себя: учет ФИО и контактной информации клиентов, учет автомобилей клиентов документам и номеру, учет работ и услуг по автомобилям, учет стоимости работ и услуг, а также их конечную стоимость, учет доп. услуг (вызов эвакуатора), бухгалтерский учет.

В настоящее время существует довольно большое количество программных решений в данной предметной области. Например, веб-сайт «Автопилот» [1] или решение от 1С – «1С: Автосервис 8» [2], конфигурация которого разработана на основе типовой конфигурации «Управление нашей фирмой», редакции 1.6 системы программ «1С: Предприятие 8» с сохранением всех возможностей и механизмов типового решения учитывает специфику предприятий автобизнеса. Были выделены общие функции, которые легли в основу проектирования всей системы.

Концептуальное проектирование базы данных заключается в формализованном описании предметной области, которое должно быть таким, чтобы, с одной стороны, можно было проанализировать корректность схемы БД и, с другой стороны, это описание не должно быть привязано к конкретной СУБД.

Основными задачами концептуального проектирования являются определение содержания БД и формирование взгляда с позиций сообщества будущих пользователей этой БД, т.е. инфологической модели [4].

Для такого анализа используются различные средства наглядного графического представления, одним из которых являются диаграммы вариантов использования (ДВИ). Данный вид диаграмм предназначен для моделирования представления системы с точки зрения вариантов использования. Иначе говоря, ДВИ представляет собой формализированные функциональные требования к системе с помощью действующих лиц – потенциальных пользователей этой системы и вариантов использования – задачи, с которыми потенциальные пользователи будут обращаться к системе.

Рассмотрим вариант проектирования БД для автоматизации работы автосервиса. Потенциальный клиент регистрируется, а затем авторизируется на сайте для создания/входа в свой личный кабинет. В личном кабинете клиент может записаться на необходимые ему работы/услуги. Он также может посмотреть прайс-лист работ, информацию о механиках и главном мастере. После записи клиент доставляет свой автомобиль в автосервис.

По прибытии в автосервис заключается договор (заказ-наряд на работу). Главный мастер обновляет информацию в БД о проведении выбранных клиентом работ. Затем главный мастер распределяет работы между механиками.

Механики выполняют поставленную им работу. При этом для ремонта автомобиля клиент может предоставить свои запчасти. В таком случае в стоимость проведенных работ учитывается только стоимость произведенной услуги. В конце, после завершения всех работ, главный мастер проверяет качество проведенных работ и оповещает клиента о готовности его автомобиля. Затем он сдает клиенту его автомобиль.

Проанализировав представленную предметную область, были выделены следующие главные действующие лица, их возможности и сформирована диаграмма вариантов использования: Клиент, Главный мастер, Механик (рис. 1).

Рис. 1.  Диаграмма вариантов использования

Далее было проведено логическое проектирование, основная задача которого заключается в определении состава и структуры таблиц БД на базе полученных результатов концептуального проектирования, а также в проверке полученной модели с помощью методов нормализации [5].

Были построены связи между описанными выше объектами, информацию по которым необходимо хранить в БД (рис. 2).

Рис. 2.  Диаграмма вариантов использования

А также сформирован набор схем отношений с ключевыми атрибутами:

  1. Клиент (ФИО, Почта, НомерТелефона, Пароль)
  2. Прием (Номер, ФИОКлиента, Дата)
  3. Авто (Номер, ФИОКлиента, Марка, Модель)
  4. Механик (ID, ФИО, Почта, Должность, Стаж, Пароль)
  5. Услуга (Название, Стоимость)
  6. Запчасть (Название, НазваниеУслуги, Количество, Стоимость)
  7. ВыполненаяУслуга (, IDМеханика, Название, НомерАвто, Стоимость, ЗапчастьКлиента, Дата, Статус).

Физическое проектирование является третьим и последним этапом создания проекта базы данных, при выполнении которого проектировщик принимает решения о способах реализации разрабатываемой базы данных. Во время предыдущего этапа проектирования была определена логическая структура базы данных. На этапе физического проектирования рассматриваются основные отношения, организация файлов и индексов, предназначенных для обеспечения эффективного доступа к данным, а также все связанные с этим ограничения целостности и средства защиты [6].

Все таблицы, их структура и код к их построению выполнены в СУБД Microsoft SQL Server. MSSQL (Microsoft SQL Server) является системой администрирования баз данных, выпущенной Microsoft в 1989 году. В этой библиотеке используется Transact-SQL – расширенный язык SQL-запросов. SQL Server Management Studio – это программа с графическим интерфейсом, которая позволяет быстро и легко управлять базами данных, создавать пользователей, устанавливать разрешения для баз данных, создавать резервные копии и многое другое.

На предыдущем этапе были сформированы отношения, построены диаграммы сущность-связь, добавлены атрибуты, являющиеся основой для физического проектирования. Далее будут приведен пример требований к структурам таблиц (Таблица 1) на основе которых будет спроектирована база данных.

Таблица 1

Требования к структуре таблицы «Клиент» (Client)

Имя столбца

Тип данных

Разрешить пустые значения

Ключ

Ограничения

Значение по умолчанию

Ссылка

FIO

varchar(30)

Нет

Первичный

 

 

 

Email

varchar(30)

Да

 

 

 

 

PhoneNum

char(11)

Нет

 

 

 

 

Pword

varchar(50)

Нет

 

 

 

 

 

Затем была построена схема данных Автосервиса на основе вышеперечисленных требований (рис. 3).

Рис. 3.  Схема данных Автосервиса

В дальнейшем на этапе программирования пользовательский интерфейс был создан на языке C# с использованием Windows Forms (.NET) в среде разработки Microsoft Visual Studio. Было разработано приложения для клиентов, механиков и администрации (главных мастеров), которое позволяет удобно взаимодействовать с базой данных (рис. 4-7).

Рис. 4 Главное меню приложения

Рис. 5 Личный кабинет клиента

Рис. 6 Личный кабинет главного мастера

Рис. 7 Личный кабинет механика

Клиенты имеют возможность просмотреть прайс-лист, информацию о механиках, а также оформлять и просматривать заказы. Механики могу выполнять назначенные им заказы. Главный мастер может назначать на заказы механиков, проверять их работу, добавлять/изменять/удалять услуги и детали, назначать на должность механиков, увольнять их, а также просматривать журнал приемов для связи с клиентами.

Список литературы
  1. Автопилот: [сайт]. – URL: https://честный-автосервис.рф
  2. 1С: Предприятие 8. Автосервис [Электронный ресурс] // 1С: [сайт]. – URL: https://solutions.1c.ru/catalog/autoservice
  3. Лекции по дисциплине «Управление данными» / Быстрикова В.А.
  4. Концептуальное проектирование [Электронный ресурс] // Студопедия: [сайт]. – URL: https://studme.org/154734/informatika/kontseptualnoe_proektirovanie
  5. Нормализация отношений. Шесть нормальных форм [Электронный ресурс] // Хабр: [сайт]. – URL: https://habr.com/ru/articles/254773/
  6. Физическое проектирование БД [Электронный ресурс] // Студопедия: [сайт]. – URL: https://studopedia.info/2-1690html