Выбор, формулировка и обоснование темы

Выбор, формулировка и обоснование темы

Ваш первый шаг при вступлении в мир научных познаний – найти тему своего исследования, именно такую, которая заразит вас интересом к науке и даст ощущение полного погружения и причастности к ней.

Введение

Не все молодые люди, приходя в научную деятельность, имеют четкое видение, чем бы они хотели заниматься. Поэтому выбор темы может оказаться достаточно сложным процессом. Чтобы облегчить его, обратитесь за советом к своим преподавателям или научному руководителю. Полезным будет также почитать научную литературу на разные тематики, чтобы попытаться понять тактику становления и ведения научных исследований и научиться наслаждаться самим изучением научного процесса.

Основная проблема при формулировке темы будущего исследования, с которой чаще всего сталкиваются обучающиеся – это неправильное представление о ее сути. Изначально непонятно, какие характерные черты должна иметь тема научного исследования, как ее найти среди многообразия существующих исследований и как правильно сформулировать тему своего. На что нужно обратить внимание и каких ошибок постараться не допустить, и как обосновать свой выбор.

Основное заблуждение при выборе темы

Само частое заблуждение относительно выбора темы будущего исследования – это то, что каждая научная работа должна непременно произвести открытие и внести весомый вклад в развитие науки. В этом стремлении нет ничего плохого и, в дальнейшем, безусловно, все в ваших руках.

Однако на начальном уровне при прохождении первых исследовательских шагов, такие мысли можно смело отбросить и сосредоточиться на выборе реальной темы, подходящей именно вам для научной работы. Так как на данном этапе основная задача – это наработка ваших навыков и способностей планировать и реализовать научно-исследовательскую деятельность, а выбранная вами тема как раз и будет направлена на решение этой задачи. Именно она поможет раскрыть вам свой потенциал, показать свои навыки и стать полноценным членом исследовательского общества. Как показывает практика, при хорошем продолжении и качественной доработке, удачно проведенное первое исследование может вылиться в последующем в кандидатскую и даже докторскую диссертацию.

Что такое тема научного исследования?

Темы научных исследований для учащихся могут быть совершенно разные – по форме, по сути и формату. Чтобы найти свою тему, нужно определить область наук, которая вас интересует, сформулировать ряд вопросов, на которые можно найти ответы, или выделить интересную гипотезу, которую вы хотели бы подтвердить или опровергнуть, путем проведения исследований.

Такой подход позволяет выбрать множество интересных тем в самых разных ракурсах даже одной конкретной области наук. Некоторые из них будут требовать сбора первичных данных, другие будут основаны на имеющихся данных из литературных источников, третьи потребуют симбиоза уже известных фактов с результатами ваших исследований для установления наличия или отсутствия взаимосвязей между ними (в зависимости от контекста работы).

Но какую бы тему вы не выбрали, общим для всех научных работ будет являться то, что все темы по своей сути представляют собой некую загадку, на которую вам нужно найти ответ, используя научный подход.

Основные вопросы, которые можно задать в поисках темы исследования, самые простые и хорошо вам знакомы с детства: «как», «каким образом», «когда», «почему», «кто» и «что» и т.п.

Усовершенствовав эти простые вопросы можно получить очень интересный набор более сложных формулировок, близких по значению к темам научного исследования. Во лишь несколько примеров из разных работ:

  • Как влияет наука на организацию учебного процесса?
  • Какие характерные особенности имеют нанопорошки на основе магния?
  • Когда и как зародилась письменная речь?
  • Каковы ключевые переменные при выборе информационных систем?
  • Каким образом происходит миграция химических элементов в водной среде?
  • Какие хронические заболевания являются сопутствующими при диабете 2 типа?
  • Что является основой дипломатического дискурса?
  • Как можно усовершенствовать систему реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти?

Даже судя по приведенным выше примерам, можно видеть, что выбор тем самый разнообразный. Главное - всегда начинайте с вопроса, так как именно различные виды вопросов выливаются в задачи, а те, в свою очередь, порождают множество подзадач. И все это вместе будет составлять основу вашего исследования.

После того, как будет определен круг интересующих вопросов, продолжайте развивать тему, пока не найдете ту формулировку, которая вас будет полностью устраивать.

Ниже представлен общий алгоритм для подбора темы исследования. В результате его прохождения вы увидите, что тема вашей научной работы зависит от ряда факторов и может развиваться в самых разных и порой, даже неожиданных, направлениях.

Алгоритм подбора темы научного исследования

1. Определите область интересов для темы научного исследования. Как уже говорилось выше — задайте для себя вопросы: чем бы вы хотели заниматься и что вам действительно было бы интересно/полезно/познавательно/необходимо для дальнейшего развития и т.д. Посмотрите профессиональные журналы, пройдитесь еще раз по модулям, которые вы проходили в университете, вспомните интересные лекции преподавателей.

2. Поговорите с научным руководителем о своих предпочтениях. Не стоит подходить к научному руководителю с просьбой дать вам «какую-нибудь» тему исследования – это может оказаться не интересно ни ему, ни вам. В итоге, либо вы ничего не получите, либо исследование окажется вам не интересно. Хотя, конечно же, бывают и успешные истории. Лучше расскажите своему преподавателю о своих идеях, о том, что по вашему мнению было бы интересно изучить, можете вместе пройтись по нескольким интересным вам темам, наметить места, где можно было бы углубиться и провести дополнительные эксперименты или исследования.

3. Размышляйте и исследуйте возможности. Не бойтесь потратить время на размышления, обсуждения и дебаты со своими друзьями, родителями, коллегами и одногруппниками для поиска хорошей и перспективной тематики. После этого, уже с более конкретными набросками на тему научной работы обсудите их еще раз с преподавателем. В ходе таких поисков, вы существенно сузите круг рассматриваемых тем и приблизитесь к своему выбору.

4. Определите источники информации по выбранной тематике. Здесь речь пойдет о сборе информации. Ищите все, что покажется интересным или полезным в области наук, которая вас заинтересовала. Читайте как можно больше статей по данной тематике, даже если они косвенно к ней относится. Читая научные работы, обязательно проштудируйте исходные источники, на которые ссылаются их авторы. Там также могут быть полезные данные. Попутно, составляйте перечень всего, что вы прочли, и делайте пометки обо всех источниках: где и какую важную информацию вы почерпнули для вашего будущего исследования.

На этом этапе вы можете обнаружить, что вас заинтересовало нечто иное, о чем вы ранее не думали или забыли. Возможно что-то слышали, но не приняли к сведению, пропустили. Не бойтесь переменить свое мнение и поменять точку зрения, сейчас у вас еще есть на это время. Таким образом, круг возможных тем для исследования еще более сузится и возможно вы даже определитесь.

5. Проведите обзор доступной литературы. Далее необходимо понять, есть ли достаточное количество литературы по теме выбранной научной работы. Вам необходимо почерпнуть от куда-то ряд полезных фактов и сформировать хороший, надежный и достоверный литературный обзор. Посмотрите наличие публикаций, книг, журналов, статей – все, что вам будет полезно для раскрытия темы, отображения ее актуальности. На данном этапе важно определить – достаточно ли информации по теме, чтобы начать исследование? Если ваш ответ будет – да, продолжайте работу. Если же вы обнаружите, что информации крайне мало, или она основана только на знаниях из Интернета, а такое тоже может случиться, то лучше поискать другую тему.

6. Какие исследования были проведены по данной теме? Этот этап является продолжением предыдущего и одновременно, одним из самых важных. Тут вам нужно углубиться именно в конкретные исследования, направленные на изучение вашей области исследований и других, очень близких к ней по сути. Изучая такие работы вы как бы «нащупываете», какие отличительные черты имеет ваша научная работа, в чем будет ее особенность и отличие от ранее выполненных другими людьми, т.е. раскрываете актуальность.

Актуальность – одна из самых важных черт любого исследования. Но не нужно забывать про известное заблуждение, которое мы обсуждали выше: тема должна быть актуальной, но не обязана быть мировым открытием. Найдите ту, пусть, маленькую изюминку в вашей работе, которая будет отличать ее от других, и начинайте ее раскрывать. В этом вам могут помочь следующие вопросы к работам из вашего списка литературных источников:

  • Какие исследовательские вопросы были в них заданы?
  • В чем заключается практическая значимость работы?
  • Какие методы и методики использовались для проведения исследования?
  • С помощью какого оборудования проводилось выполнение экспериментов?
  • Какова схема проведения исследования?

Направляйте свой научный поиск в область не решенных и не освещенных моментов в этих работах как в научном, так и в практическом план. Ищите свою нишу. Если ваша работа отличается от других по одному из параметров, который может изменить или повлиять на конечный результат (например, методы, схемы, оборудование, условия проведения экспериментов, место их проведения, выбор контрольной группы, объект или предмет исследования и т.д., примеров может быть бесчисленное множество) – значит ваша работа уже является уникальной.

Но, опять же помним – работы, результаты которых не актуальны, мало применимы на практике и оторваны от реальности – могут не оправдать себя с точки зрения современных запросов научно-исследовательской деятельности. Помним про актуальность.

7. Определите и опишите ключевые понятия и термины. Вы должны удостовериться, что все термины и определения по выбранной тематике вам понятны. Никто не требует знать их уже на данном этапе, но познакомиться и разобраться с каждым из них в отдельности – просто необходимо.

Выпишите все термины, понятия, сокращения, аббревиатуры и т.д. и составьте для себя некий глоссарий или перечень, к которому вы будете периодически обращаться. Научные исследования описываются всегда в научном стиле, следовательно, вам необходимо апеллировать всеми этими научными понятиями.

8. Оценивайте темы по критериям. Если вдруг у вас на примете несколько тем, то для окончательного выбора можно провести их критическую оценку (либо провести критическую оценку уже выбранной темы). Так вы определите наличие основных важных для вас, как для исследователя, критериев. Для этого, опять же, начните задавать вопросы. Ниже представлена лишь небольшая их часть, которая вам точно поможет, например:

  • Имеются ли необходимые и достаточные данные для раскрытия выбранной темы? (определяем исходные данные);
  • Является ли тема достаточно актуальной? (ищем актуальность);
  • Что в ней можно выделить нового? (думаем про новизну);
  • Можете ли вы получить доступ к данным? (формируем литературный обзор);
  • Есть у вас достаточная экспериментальная база? (готовы ли вы провести все запланированные эксперименты или исследования);
  • Есть у вас достаточно квалифицированных специалистов? (оцениваем человеческие ресурсы, если вы не планируете выполнять все в одиночку);
  • Сможете ли вы правильно проанализировать полученные данные. Получить корректные результаты? (оцениваем возможность обработки и анализа полученных данных и методы, которые для этого будут необходимы – владеем/не владеем? Если нет – какими методами будем решать эту задачу);
  • Сколько времени будет длиться исследование? (прогнозируем затраченное время – сможем ли физически потратить его на данную научную работу с учетом различных сопутствующих факторов. Например, дополнительная работа, учеба, маленькие дети и т.д.).

После того, как вы честно ответите себе на такие вопросы – у вас скорее всего не останется сомнений в выборе темы исследования, и вы окончательно определитесь.

Так как теперь у вас есть тема исследования ее можно уже детально сформулировать и придать ей законченный вид в виде ее названия, определить цели и задачи.

Советы учащимся при выборе научной темы и подготовке к работе с ней

  1. Помните, что время, которое вы запланировали на проведение исследования, в реальности может оказаться чуть больше. Научные исследования – процесс зачастую непредсказуемый. Поэтому при планировании научной работы заложите на нее чуть больше времени, чем вы предполагаете, оставьте себе небольшой запас. Это позволит вам идти в спокойном темпе и не сделать поспешных выводов и иных ошибок.
  2. Как только вы ориентировочно определились с темой исследования – начинайте работать. Чем раньше вы начнете, тем быстрее вникнете во все тонкости исследовательской работы и подробности конкретно вашей тематики, тем больше времени у вас останется на реализацию самого исследования.
  3. Всегда идите от общего к частному. Сначала проанализируете область исследований, в которой вы собираетесь работать. Изучите ее термины, понятия и направления развития. Далее начинайте уточнять тему изучения, сужая ее и постепенно приближаясь к вашей теме. Так вы постепенно будете приближаться к конкретному аспекту, в котором вы начнете проводить исследование.
  4. В рамках работы над общей частью, попробуйте сами себе рассказать, о чем ваше исследования, а потом расскажите это вашему научному руководителю или коллеге. При рассказе, вы будете вынуждены отвечать на уточняющие вопросы, ответы на которые приведут вас к пониманию сути работы в целом.
  5. По возможности, не углубляйтесь в политические темы, наполненные противоречиями и предрассудками. Ваша основная цель – развить и представить свои исследовательские навыки. Политические темы не самый лучший выбор для начала работы, так как разобраться в них весьма проблематично. Такие темы обычно не имеют ничего общего с методами научных исследований и больше нацелены на поиск правдивых ответов на вопросы, чем на реализацию научно-исследовательской деятельности.
  6. Не используйте темы научной работы, где есть риск опереться на личный эмоциональный опыт и свои личные переживания (например, если работа направлена на изучение психологической проблемы). Не используйте в выводах и заключениях собственные домыслы и чувства. Только истинные факты, доказанные в ходе выполнения работы.
  7. Не бойтесь выдвигать тему, отличающуюся от тем ваших сверстников или одногруппников, даже если вы столкнулись с ее отрицанием, непринятием. Главное, уверенно ее обосновать, четко понимать ее главную идею и практическую применимость (значимость) полученных результатов (где? кем? с какой целью?).

Так в общих чертах можно представить выбор темы научного исследования. Возможно, это покажется сложным, но это только на первый взгляд. Разобравшись один раз с техникой подбора научной темы, вы с каждым разом будете делать это все увереннее и увереннее, с легкостью отвечая вашим оппонентам на любой поставленный вопрос. Нужно спокойно пройти каждый этап, без суеты и спешки, без страха быть не понятым. Когда вы сами поймете, что и с какой целью вы хотите исследовать, тогда ваша тема будет четко сформулирована, в соответствие с поставленной целью. И результат превзойдет все ваши ожидания.

международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 12 дней до окончания