Правила оформления научной статьи по ГОСТ

Введение
Важным этапом развития любого ученого, занимающегося исследованием, является представление результатов своих достижений широкому кругу общественности. Одним из наиболее распространенных способов для этого является подготовка научной публикации.
Безусловно, самым важным в научной публикации является ее суть, то есть содержание работы. Работа должна быть актуальной, выверенной, иметь сформулированные выводы, а ее результаты должны быть наглядно представлены и доказаны в ходе проведенных исследований. Однако, помимо этого, на стадии подготовки публикации в печатное издание, автору необходимо правильно оформить свою работу. И тут на помощь ему придут ГОСТы.
Конечно, не все издания устанавливают требования к оформлению принятых ими работ согласно ГОСТ, они могут выставить свои правила, подходящие под формат журнала. Но в случае, если речь идет о такой научной работе как диплом, квалификационная работа, диссертация или автореферат, и т.п., то тут без изучения правил оформления публикации по ГОСТ не обойтись. Также общепринятым является оформление научной публикации по ГОСТ в случаях, когда печатное издание по какой-то причине не предъявляют неких специальных требований к оформлению принимаемых работ.
При упоминании о ГОСТ у начинающих ученых сразу возникает множество вопросов: какой именно ГОСТ нужно использовать для оформления, в каком случае тем или иным ГОСТом необходимо пользоваться, как правильно использовать ГОСТ. При отсутствии соответствующих знаний данного вопроса, может потребоваться определенное время для поиска и выбора актуальных стандартов, которыми вы сможете пользоваться.
Для оформления научной работы по ГОСТ существует целый ряд стандартов. Все они дополняют друг друга в отдельных элементах и, как правило, содержат ссылки друг на друга. На сегодняшний день, самым используемым действующим стандартом для подготовки научной работы является ГОСТ Р 7.0.11-2011. Изначально данный стандарт создан для правильного оформления диссертаций и авторефератов. Но так как в нем собраны все основные правила оформления научной работы, и даются ссылки на все сопутствующие стандарты для оформления всех ее структурных элементов – ГОСТ Р 7.0.11-2011 давно уже вышел за рамки своего основного предназначения и используется при подготовке практически всех видов научных работ. Давайте на его примере посмотрим, как правильно оформить статью с его помощью.
Структура научной публикации
В разделе Структура вы найдете информацию о том, какие главы и разделы должна содержать ваша работа (обязательные и не обязательные элементы). Это титульный лист, содержание, текст работы, состоящий из введения, описания основной части проведенных исследований, заключения и списка литературы, приложения и т.д. В случае, если вы готовите статью в журнал, в структуру также нужно будет добавить аннотацию, ключевые слова и сведения об авторах. Составив четкую структуру своей работы вам легко будет начать ее наполнение, не упустив важных моментов.
Важно: Все элементы структуры, которые отмечены в ГОСТ как обязательные, должны присутствовать в вашей работе, и именно в такой последовательности, в которой они указаны в стандарте. Не обязательные элементы могут добавляться по желанию автора, исходя из особенностей содержания документа.
Структурные элементы
Данный раздел поможет вам сориентироваться, что именно должно содержаться в каждом из разделов работы: как правильно оформить титульный лист и оглавление, какая информация должна быть отражена во введении, что является ключевым при оформлении основной части текста, как правильно оформить заголовки глав, разделов и подразделов, как проставить их нумерацию, нумерацию страниц и приложений. Также представлены требования к оформлению содержания и библиографических ссылок (ссылки в тексте документа на источники цитирования или заимствованной информации). Изучив данный раздел, вы не только правильно оформите свою работу, но возможно, увидите, какой информации не хватает, а что может быть является избыточным, без чего можно вполне обойтись, чтобы не «утяжелять» работу лишними данными.
Важно: Все структурные элементы для раздела «Введение», указанные в стандарте являются обязательными (см п. 5.3.1 ГОСТ Р 7.0.11-2011).
Иллюстративный материал
Это рисунки, чертежи, схемы, таблицы, формулы и прочее. Тут важно понимать, что в данном ГОСТ идут только общие правила оформления, которые по большому счету предполагают, что весь иллюстративный материал можно условно разделить на два вида: рисунки и таблицы, используемые в научной публикации. Также описываются общие требования к оформлению формул. Если же вам нужна более детальная информация по оформлению, к примеру, схем или чертежей, необходимо подобрать соответствующий стандарт.
Список литературы
Данный раздел указывает требования к оформлению биографических записей, используемых в работе. Проще говоря, это список литературных источников, на которые вы опирались при проведении литературного обзора по теме ваших исследований, а также при подготовке работы в целом: статьи из журналов, сборников статей конференций и семинаров, книги авторитетных авторов, диссертации и авторефераты, электронные ресурсы. Список литературы является обязательным структурным элементом любой научной работы и должен быть правильно оформлен.
Для того, чтобы облегчить работу авторам, в приложениях к стандарту приведены примеры оформления библиографических ссылок и списка литературы для различных источников.
Важно: Полный перечень требований для оформления списка использованных литературных источников представлен в ГОСТ Р 7.0.5–2008, который содержит все правила составления библиографических ссылок, устанавливает их основные виды, структуру, состав, расположение в документах.
Ссылки и сноски
Ссылки и сноски в статьях также оформляются по ГОСТу. Они дают нам информацию о том, откуда автор публикации взял ту или иную цитату или информацию. При цитировании других авторов, справочных материалов, исторических событий и т.п. ссылки и сноски являются обязательным элементом.
Ссылка проставляется в тексте в квадратных скобках. Например, [2] или [57] и т.д.
Часто, когда автор приводит точное цитирование другого автора, он может ссылаться на источник и конкретный номер страницы. Например, [2, с.39] или [57, с. 44].
Сноски обозначаются звездочками * или арабскими цифрами 1. Точка после цифры не ставится.
Ссылки и сноски размещаются либо сразу после слов, которые они объясняют, либо в конце данного предложения.
Основные требования ГОСТ для оформления текста научной публикации
- Для набора текста используется редактора Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер – 12 или 14, межстрочный интервал – 1,5.
- Формат страницы А4 с книжной ориентацией, размер полей: левое 25 мм, правое 10 мм, верхнее и нижнее 20 мм.
- Выравнивание основного текста – по ширине листа, заголовка – по центру.
- Абзац должен быть одинаковым по всему тексту, 1,25 см.
- Нумерация сквозная, все страницы нумеруются по порядку, арабскими цифрами, по центру в верхней части листа. Первая страница (титульный лист) считается первой, но номер на ней не ставится.
- Заголовки располагаются в середине страницы без точки в конце. Переносить слова в заголовке не допускается.
- Сокращения и аббревиатуры расшифровываются при их первом упоминании в тексте.
- Единицы измерения указываются в системе СИ.
- Иллюстрации и таблицы нумеруют арабскими цифрами. Нумерация может быть сквозная по всему тексту или в пределах каждой главы.
- Иллюстрация и таблица помещается сразу под текстом, в котором она впервые упоминается. Если рисунки и таблицы очень объемные – их лучше поместить в приложение. На весь иллюстративный материал должны быть ссылки в тексте. Например, «рисунок 1», «… данные представленные в таблице 2… », «… как показано на диаграмме на рисунке 3… » и т.д. Далее идет иллюстрация или таблица, о которой идет речь. Название рисунка и таблицы должно быть кратким, отражающим ее суть.
- Приложения помещают в конце текста, страницы приложения имеют общую (сквозную) нумерацию с текстом. На все приложения в тексте должна быть ссылка в месте, где материалы, указанные в нем, впервые упоминаются.
Дополнительные требования (при оформлении статей в журнал):
- Аннотация – это краткое изложение материала статьи. Допустимый объем порядка 300 - 600 слов. Может быть написана на 2-х языках – русский и английский. В таком случае сначала ставим аннотацию на русском, затем на английском.
Важно: Издания, входящие в список ВАК и РИНЦ, требуют качественный перевод текста аннотации на английский язык. Необходимо уделить этому особое внимание, особенно при использовании специфической терминологии.
- Ключевые слова помогают найти статью по поиску. Количество - 5-10 слов. Располагаются после аннотации в новой строке и разделяются друг от друга точкой с запятой, и могут также, как аннотация, быть представлены на русском и английском языках по тому же принципу – сначала на русском языке, затем на английском.
- Данные об авторах указываются без сокращений и включают: ФИО, ученое звание и степень, название учебного заведения, научной организации или должность и место работы, страна, город. Информация предоставляется на каждого автора отдельно, на русском и английском языках.
Важно: Если издание предъявляет особые требования к оформлению статей – данные требования имеют приоритет перед требованиями ГОСТ, даже если они существенно отличаются. Такие различия могут встречаются при оформлении статей под требования как иностранных, так и российских журналов.
Общие требования к оформлению списка литературы
- Все источники, которые упоминаются в работе, обязательно должны присутствовать в списке использованных источников, который помещается в конце текста (но, до приложений).
- Ссылка на один и тот же источник литературы по тексту может встречаться несколько раз, однако в списке литературы этот источник должен быть представлен только один раз. Следовательно, в тексте это источник литературы всегда будет упоминаться с одним и тем же номером, под которым он идет в списке. Нельзя одному источнику присваивать несколько разных номеров.
- Если в вашем списке присутствуют ссылки на иностранные издания (как правило на языке оригинала), то они оформляются после списка источников на русском языке. При этом используется сквозная нумерация.
- Допускаются следующие способы группировки списка литературы: алфавитный, систематический (в порядке первого упоминания в тексте) и хронологический. Если используется алфавитная группировка, то сначала идут русскоязычные источники по алфавиту, затем иностранные по алфавиту.
- Библиографические данные в списке литературы указываются в точном соответствии с тем, как указано в самом источнике. В первую очередь, это касается названий, даже если они устарели или уже не существуют. Пишем точно, как указано в выходных данных издания.
- Если издание подготовлено двумя и более авторами, первым, как правило, указывается автор, который внес наибольший вклад в работу. Однако, жестких требований на это счет нет.
- Список литературы оформляется в том же стиле, что и основной текст работы – шрифт, межстрочный интервал, абзацный отступ.
- Библиографические данные перечисляются следующим образом:
- фамилия автора;
- название источника;
- место издания книги, журнала и т.д.;
- название редакции;
- год выпуска издания;
- общее количество страниц.
Список некоторых действующих ГОСТ
Для оформления серьезной научной работы потребуется обраться к целому ряду стандартов. Ниже приведены основные из них, которые являются действующими на текущий момент времени.
- ГОСТ Р 7.0.11-2011. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления.
- ГОСТ 7.32-2017. Отчет о научно-исследовательской работе структура и правила оформления.
- ГОСТ Р 7.099. Реферат и аннотация. Общие требования.
- ГОСТ Р 7.05-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
- ГОСТ Р 7.0.100–2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
- ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.
- ГОСТ Р 7.0.12–2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке.
- ГОСТ 2.105-2019. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам;
- ГОСТ 8.417–2002. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин.
Перед выбором необходимого стандарта обязательно проверьте, является ли он действующим. Документ может устареть, т.е. он может быть выведен из действия либо иметь существенные изменения. На официальных сайтах справочных систем, таких как «Техэксперт», «Консультант» и др. будет отображена информация о статусе документа, дате последних изменений, внесенных в него, либо дана ссылка на документ, которым данный ГОСТ был заменен.
Заранее выберете журнал, в который вы хотели бы представить на рассмотрение свою научную публикацию – ознакомьтесь с правилами к оформлению статей в нем, а лучше с опубликованными там статьями, чтобы иметь перед глазами готовый пример оформления и стиля написания.
Мы готовы опубликовать вашу статью в журнале "Научные Высказывания".
Помните, что правильно, надлежащим образом оформленная статья или научная работа – это 50% успеха.