Основные правила научного цитирования

Основные правила научного цитирования

Статья поясняет основные правила научного цитирования. Вы узнаете об общих правилах цитирования, о видах цитирования и нормах подбора цитат, об оформлении библиографических ссылок и частых ошибках, которые совершают авторы.
  1. Введение
  2. Виды цитирования
  3. Нормы подбора высказываний
  4. Правила оформления цитат
  5. Библиографическая ссылка
  6. Оформление библиографических ссылок
  7. Виды библиографических ссылок
  8. Типичные ошибки при оформлении цитирования
  9. Цитирование и системы проверки на плагиат

Введение

Подготовка научной работы, статьи в журнал всегда требует достоверного описания результатов исследования с применением научного цитирования.

Цитирование – это заимствованный элемент работы другого автора (дословная выдержка из текста), используемый для раскрытия темы своего научного труда, подтверждения полученных результатов, представления основополагающих идей и повышения качества работы в целом.

С помощью цитирования автор показывает, что определенный материал в его работе заимствован из другого источника.

Для цитирования могут быть использованы любые источники информации – книги, журналы, газеты, нормативны акты, научные работы (авторефераты, магистерские и докторские диссертации, публикации в журналах), отчетные материалы или т.п. Также, это могут быть ваши работы, опубликованные ранее. Цитирование может быть представлено:

  • текстовым фрагментом;
  • формулой или расчетами;
  • графическим материалом (рисунки, диаграммы, графики и схемы);
  • таблицей.

Основное требование цитирования – обязательное сопровождение любой цитаты библиографической ссылкой на работу автора и включение этой информации в список используемой литературы (перечень библиографических записей). Опираясь на цитаты и ссылки на них, читатель сможет получить информацию, необходимую для повторного поиска источника: сведения об авторе, заголовок документа, количество страниц источника и др.

Виды цитирования

Прямое цитирование – это полное (дословное) повторение фрагмента, взятого из работы другого автора. Запрещается произвольное изменение текста цитируемого автора, но, если цитата занимает более трех строк, ее необходимо сократить. Прямое цитирование используют для усиления научной или художественной части работы, с целью расширения доказательной базы проведенного исследования, в части проведения сравнительного анализа.

Требования к прямому цитированию:

  • текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
  • цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов, не влияющих на смысл, обозначается многоточием;
  • не следует злоупотреблять цитатами. Оптимальное количество цитат в тексте – не более двух на странице;
  • каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, откуда она была заимствована.

Пример:

Как отмечают в своей работе Кузьминов и Юдкевич, «у выпускников, которые остаются работать в вузе, фактически нет выхода на рынок труда — и, следовательно, нет доступа к механизмам внешней экспертной оценки полученного ими образования и компетенций, а у вузов соответственно нет стимулов к выпуску конкурентоспособных специалистов для академической сферы» [1, с. 144].

 

Список литературы

1. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России и Америке: различия академических конвенций // Вопросы образования, 2007, №4, С. 141‐158.

Парафраз цитаты (косвенное цитирование, перефразирование) – применяется в случаях, когда необходимо дать краткую или обобщенную информацию объемного цитируемого материала (больших по размеру цитат или частей из научных трудов), и при ссылке на несколько источников информации одновременно.

Такой вид цитирования является пересказом, но должен точно отображать основную идею автора и смысл, вложенный в контекст цитируемой фразы. Он является наиболее распространенным видом цитирования в научных работах.

Пример:

Эллен Дж. Лангер и др. приводит хорошо известный пример того, что она называет "бездумным поведением". В ее исследовании помощник экспериментатора пытался получить доступ к копировальной машине без очереди, приводя при этом различные заранее оговоренные "извинительные" аргументы. В результате наблюдений выяснилось, что неаргументированные просьбы (например, "Извините, можно я воспользуюсь ксероксом?") отклонялись, однако почти все обращения, сформулированные в форме объяснения, были удовлетворены (включая такое: "Извините, можно я воспользуюсь ксероксом, потому что я хочу сделать копии?"). Поражает достаточность столь поверхностного объяснения [1].

 

Список литературы

1. Канеман, Д. Карты ограниченной рациональности: психология для поведенческой экономики / Д. Канеман // Психологический журнал. – 2006. – № 2. – С. 5–29.

 

Пример:

Даймонд и Дыбвиг [1] рассмотрели и проанализировали механизм возникновения и развития банковской паники, построив двухпериодную модель.

 

Список литературы

1. Diamond D.W., Dybvig P.H. Bank Runs, Deposit Insurance, and Liquidity // Federal Reserve Bank of Minneapolis Quarterly Review, Vol. 24, No. 1, Winter 2000, pp. 14–23.

Резюмирование – является видом парафраза. Очень часто используется при подготовке литературного обзора по теме научного исследования. Применяется для описания достижений или подходов других исследователей, с целью раскрытия актуальности или уникальности вашей работы, без дословного приведения цитаты.

Цитирование по вторичным источникам (перекрестное цитирование или кросс-цитирование) – цитирование чьих-либо мыслей не из оригинального источника, а по работе (статье) другого автора. Такое цитирование возможно, но в таком случае вторичные источники должны быть хорошо проверены и соотнесены с первичными источниками. Общепринятым считается, что использовать вторичные источники можно только для введения в тематику вопроса, в части ознакомления с общей идеологией исследования, или если цитируются рассуждения и воспоминания автора первоисточника. Также, цитирование по вторичному источнику нередко используется, когда автор не может сослаться на первичную публикацию (например, утеря первоисточника или отсутствие доступа к засекреченным архивам).

При оформлении цитат по вторичным источникам применяется два вида оформления:

  • Цитата оформляется так же, как и в случае прямого цитирования. После цитаты в квадратных скобках указывается «Цит. по:», затем номер источника в списке литературы, по которому приводится цитата, и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

Пример:

В своей книге «Стимулы и политэкономия» Жан‐Жак Лаффон, говоря о необходимости финансирования местных общественных работ из местного бюджета, приводит аргумент Адама Смита: «Злоупотребления местных властей, связанные с распределением средств, какими огромными они бы ни казались, в реальности просто ничтожны по сравнению со злоупотреблениями и расходами административного аппарата великой империи». [Цит. по: 1, с. 18]

 

Список литературы

1. Лаффон Ж.‐Ж. Стимулы и политэкономия. Пер. с англ. Н.В.Шиловой, под науч. ред. В.П.Бусыгина, М.И.Левина. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

  • При оформлении школьных и студенческих научных работ словосочетание «Цит. по:» использовать не рекомендуется. В этом случае во вводных словах к цитате необходимо упомянуть источник оригинального текста и источник, из которого этот текст был заимствован. При этом в списке использованной литературы дается ссылка на вторичный источник.

Пример:

Фр. Полан приводит слова композитора Г. Берлиоза о его переживаниях во время дирижирования им исполнения одного из его произведений: «...Когда я узрел картину страшного суда, услышал воззвание, спетое шестью басами в унисон... эти крики ужаса толпы, изображаемой хором, когда все это было передано так, как я задумал, то мною овладел судорожный трепет. Правда, я с ним справился до конца пьесы, но затем я вынужден был присесть и дать отдохнуть оркестру несколько минут, ибо я не мог держаться на ногах и опасался, что дирижерская палочка выпадет у меня из рук» [1, с. 227].

 

Список литературы

1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

Согласно общим рекомендациям в сообществе ученых при подготовке научных работ рекомендуется обращаться к первоисточникам информации (монографиям, научным статьям, диссертациям и т.д.).

Самоцитирование – это ссылка автора работы на результаты своих же исследований, опубликованных ранее лично или в соавторстве. Прием часто используется авторами для отсылки читателя к своим работам, имеющим непосредственное отношение к исследуемой теме для того, чтобы избежать самоплагиат.

Еще один известный метод цитирования, это – взаимное цитирование. Исследователи, работающие совместно по смежным тематикам, часто ссылаются друг на друга. Это дает возможность существенно повысить свой индекс цитируемости, так как в работах ваших коллег неизбежно будут встречаться ссылки и на ваши работы.

Приведение рисунка, схемы, таблицы из другого источника при цитировании графического материала (рисунки, диаграммы, графики и схемы), а так же при составлении графиков и диаграмм на основании данных, взятых из работы другого автора необходимо указывать, откуда этот материал был взят. Для этого используются слова «Привод. по:» (приводится по) или «Составлено по:».

Пример:

Рис. 6.3. Доля прямых и косвенных расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2005-2007 годы [Привод. по: 14, с. 236]

 

Пример:

Рис. 2. Товарная структура внешней торговли России со странами – участницами РТИ в 2013 г. А – экспорт: 1 – машины и оборудование, 2 – древесина и изделия из нее, 3 – топливно-энергетические товары, 4 – другие товары; Б – импорт: 1 – продукция химической промышленности, 2 – текстиль и изделия из него, 3 – машины и оборудование, 4 – другие товары. Составлено по: [16]

Нормы подбора высказываний

При выборе цитат необходимо учитывать следующие основные требования:

  • цитирование также, как и документ, из которого заимствована цитата, должно быть из области ваших исследований, соответствовать тематике вашей работы;
  • цитата должна быть логическим включением в ваш текст, усиливать его смысловую, научную или техническую часть;
  • высказывания другого автора или его результаты, в идеале, должны подтверждать ваши результаты и выводы;
  • цитируемые источники должны быть достоверны. Крайне не рекомендуется пользоваться источниками, в правдивости которых вы не уверены (Интернет-ресурсы сомнительного происхождения, работы из банков авторефератов или школьных, студенческих сборников и т.п.).

Использование подходящих цитат и правильная их расстановка позволит сделать научную работу более аргументированной, наполнит ее хорошей доказательной базой и придаст законченный вид.

Правила оформления цитат

Ниже перечислены правила оформления цитат:

  • Прямое цитирование обязательно заключается в кавычки. Знаки препинания в цитате воспроизводятся точно, как у ее автора.

Пример:

Как говорил П.В. Анненков о Пушкине: «…это был удивительный чтец… Чудо, как хорош…» [1, с. 32].

  • Цитата, представленная как самостоятельное предложение (или несколько предложений), оформляется как прямая речь, с использованием правил пунктуации русского языка для ее оформления.

Пример:

«Слово – дело великое, – писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» [2, с. 74].

  • До или после прямой речи в цитировании указывается ее автор (фамилия и инициалы).

Пример:

«Лучше умереть сразу, чем всю жизнь провести в ожидании смерти», – говорил Юлий Цезарь [3, с. 55].

  • Прямая речь может быть представлена в виде косвенной, тогда цитата начинается со строчной буквы и заключается в кавычки (чаще, такое оформление цитаты используется, когда она вставляется в середине предложения).

Пример:

Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее» [4, с. 32].

  • Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками один раз (в начале и в конце цитаты).

Пример:

По поводу псевдопарафраза в студенческих работах метко заметил известный ученый и писатель У. Эко:

«Обязательно проверьте, чтобы списываемые вами куски действительно являлись парафразом, а не дословной выпиской из соответствующего источника. Если вы спишете незакавыченную цитату, в результате у вас получится плагиат.

Подобная форма плагиата попадается в дипломах нередко. Студент не слишком щепетильничает, поскольку в какой-нибудь сноске или в затекстовом примечании обязательно указано, что текст неким образом связан с таким-то автором. Но все же когда читающий видит, что перед ним на странице не пересказан, а попросту списан кусок источника, причем в незакавыченном виде, у него складывается неблагоприятное суждение о работе. Это касается и оппонентов, и любого, кто в будущем обратится к этому диплому либо для публикации, либо ради справок, либо чтобы посмотреть, как вы пишете» [5, с. 73].

  • Если цитируются слова разных людей в одном связанном предложении, после каждой цитаты ставится фамилия и инициалы автора в круглых скобках.

Пример:

Поэтому потребности «латентные» (Д.А. Леонтьев) или «потенциальные» (В.С. Магун) есть не что иное, как знание о появляющихся потребностях («знаемые потребности») [6, с. 35].

  • Пропуски в цитате, которая начинается не сначала, обрывается в конце или сокращается в середине, оформляются многоточием. Перед цитируемым текстом ставится двоеточие, а сама цитата начинается со строчной буквы.

Пример:

В произведении «Питер Пен» Дж. М. Барри писал, что «…дети сейчас так много знают, что очень рано перестают верить в фей…», однако это высказывание не раскрывает в полной мере идею автора [7, с. 21].

  • Цитирование в виде парафраза, резюмирования и самоцитирования пишется в виде пересказа с сохранением общего смысла, и в кавычки не заключается. Однако, вся терминология, используемая автором цитаты, должна быть приведена точно, как в источнике и взята в кавычки.

Пример:

Эллен Дж. Лангер и др. [74] приводит хорошо известный пример того, что она называет "бездумным поведением". В ее исследовании помощник экспериментатора пытался получить доступ к копировальной машине без очереди, приводя при этом различные заранее оговоренные "извинительные" аргументы [8, с. 7].

  • Любая цитата (без исключения) обязательно должна сопровождаться библиографической ссылкой, включенной в список использованной литературы.

Пример:

Принято считать, что в научных текстах цитаты не должны превышать 25 % общего объема работы.

Известный ученый и писатель У. Эко так комментирует этот вопрос:

«…Если цитата для анализа длиннее, чем полстраницы, значит, что-то не в порядке. Наверное, вы выбрали для анализа чересчур пространный пассаж и, следовательно, не осилите досконального его разбора. А может, вас интересует не отрывок, а весь текст целиком, то есть не разбор, а общая оценка... В подобных случаях, то есть когда текст важен, но чересчур пространен, лучше отправить его целиком в приложение, а в тексте глав цитировать только отдельные фразы» [1, с. 178].

 

Список литературы

1. Эко, У. Как написать дипломную работу / У. Эко. – Книжный дом Университет, 2003. – 224 с.

Библиографическая ссылка

Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических данных о рассматриваемом или упоминаемом в вашем тексте труде другого автора, источника цитаты. Она является обязательной частью научной работы. Ссылки в тексте статьи используются для любых видов опубликованных и неопубликованных работ (статьи, журналы, книги, монографии, диссертации, авторефераты, электронные ресурсы на любых носителях и т.д.) на которые ссылается автор статьи.

Библиографическая ссылка в научной работе применяется в следующих случаях:

  • при цитировании элементов текста, формулы, высказываний, таблиц или данных иного формата, изображений (картин, фотографий, схем);
  • при любом заимствовании положений, формул, формулировок, идей и т. п., оформленном не в виде цитаты;
  • при перефразированном варианте текста или высказывания другого автора;
  • при анализе в тексте своей работы результатов других научных работ, положений, идей и т.п.;
  • при прямом указании на другие публикации, где обсуждаемая тема раскрыта более подробно.

Отсутствие ссылок на источники, из которых заимствованы материалы, является нарушением авторских прав. А неправильно оформленные ссылки представляют собой серьезную ошибку.

Оформление библиографических ссылок

При оформлении библиографических ссылок необходимо соблюдать требования действующих Государственных стандартов (ГОСТ) по библиотечно-информационной деятельности, предназначенных для авторов, редакторов, издателей:

ГОСТ Р 7.0.5-2008 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. Общие требования и правила составления». Содержит общие требования и правила составления библиографических ссылок на источники, указанные в тексте или в подстрочных сносках. Устанавливает их основные виды, структуру, состав, расположение в документах. Распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах любого формата. Обязательная связь с текстом работы – цитирование.

ГОСТ Р 7.0.100-2018 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления». Содержит общие требования и правила составления библиографического описания для всех видов информационных ресурсов в соответствии с международными правилами. Устанавливает совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам, необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа. Для научной работы и статьи в журнал по данному ГОСТу оформляется список литературы.

Так же можно воспользоваться специальными методическими пособиями, разработанными для студентов и магистрантов. Такие пособия позволяют более подробно разобраться в проблеме, формируют навыки научного цитирования, помогают освоить научный стиль изложения. Пример одго из таких пособий:
Основы научного цитирования: метод.пособие для студентов и магистрантов, обучающихся по спец.1–23 01 04 «Психология» / Т. О. Кулинкович. – Минск: БГУ, 2010. – 58 с.

Виды основных библиографических ссылок

Библиографические ссылки в зависимости от месторасположения в тексте могут быть: внутритекстовые, подстрочные и затекстовые.

Внутритекстовая библиографическая ссылка помещается прямо в тексте документа, в середине или в конце предложения, в котором приведено цитирование. То есть информация об источнике цитаты Текст ссылки заключается в круглые скобки.

Пример:

Большую роль в развитии ребенка в современном обществе стало играть внедрение нанотехнологий в жизнь и всеобщее пользование (Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения / Вестник практической психологии образования №2(19) апрель. – июнь 2009. – С.41.)

Или кратко:

«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы (вниз страницы, на которой идет цитирование). Для связи подстрочных библиографических ссылок с текстом документа используют знак сноски, который ставится в конце предложения, где упоминается цитирование, а перед самой ссылкой верхним индексом. Нумерация подстрочных библиографических сносок может быть сквозная по всему документу и постраничная. Цитируемая фраза и ссылка на ее источник должны находиться на одной странице. Такая ссылка оформляется меньшим шрифтом по сравнению с основным текстом.

Пример:

Большую роль в развитии ребенка в современном обществе стало играть внедрение нанотехнологий в жизнь и всеобщее пользование1.

________________

1Фельдштейн Д.И. «Современное Детство: проблемы и пути их решения».

Затекстовая библиографическая ссылка ставится в конце предложения, в котором дается цитируемый материал и оформляется номером в квадратных скобках. Нумерация цитат может быть сквозной по всему тексту, для отдельных глав, разделов т.п., или в разброс (когда список литературы составлен в алфавитном порядке). Затекстовые ссылки привязаны к номеру цитируемых источников, указанных в списке литературы и, в совокупности, являются перечнем библиографических записей в конце документа.

Пример:

Большую роль в развитии ребенка в современном обществе стала играть внедрение нанотехнологий в жизнь и всеобщее пользование [1].

 

Список литературы

1. Кауфман И.М. Терминологические словари: библиография. – М., 1961. – 43 с.

Важно: при выборе типа научного цитирования и библиографической ссылки необходимо отталкиваться от вида научной работы и требований к ее оформлению в вашем учебном заведении или издании, в котором планируется публиковать работу. В студенческих научных работах и статьях в основном применяются затекстовые библиографические ссылки.

Типичные ошибки при оформлении цитирования

  • Отсутствие ссылки. Ссылка должна использоваться всегда, при любом виде цитирования, независимо от вида документа.
  • Большое количество цитат. Такая ошибка как правило существенно снижает оригинальность вашего текста, что может стать причиной для снятия работы с рассмотрения.
  • Большое количество отсылок на вторичные источники. Вторичные источники следует использовать аккуратно. Желательно минимизировать их количество в тексте.
  • Цитирование сомнительных источников. Например, крайне нежелательно использовать ссылки из непроверенных интернет-ресурсов, рефератов, ссылок из СМИ и т.п.
  • Искажение прямой цитаты автора путем добавления своих слов или изменение мыслей автора при парафразе.

Цитирование и системы проверки на плагиат

Плагиат – это заимствования из других источников, не оформленные по правилам научного цитирования. Плагиат в тексте всегда выявляется при проверке уникальности системами Антиплагиат.

Такие системы показывают какой процент вашего текста заимствован у других авторов, иными словами – является плагиатом. Поэтому, в научных работах очень ценится высокий процент уникальности, т.е. той части работы, которую вы написали сами, излагая свои мысли своими словами.

Точных требований для процента уникальности того или иного научного труда нет. Общепринятым считается допустимой уникальность от 70% и выше. Обычно, оригинальность дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций составляет не ниже 75%. Для школьников, учащихся колледжей и студентов младших курсов этот процент может варьировать от 60 до 70%. В хороший научный журнал с высоким импакт фактором принимаются статьи с уникальностью порядка 80%.

Таким образом, после завершения работы над своим научным трудом необходимо самостоятельно пройти проверку в системе «Антиплагиат». На данный момент в Интернете можно найти целый ряд ссылок на такие проверочные программы.

Одной из наиболее серьезных систем проверки является «Антиплагиат.ру» и ее расширенная версия – «Антиплагиат.ВУЗ». Доступ к последней, как правило, предоставляется только преподавателям и студентам учебных заведений.

Если при проверке работа получила низкий процент оригинальности, это значит ее необходимо откорректировать – уменьшить количество цитирований, переписать заимствованные отрывки текста своими словами (парафраз), сохраняя при этом общий смысл или написать свой уникальный текст.

международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 07 октября
Осталось 2 дня до окончания