Определение объекта и предмета исследования

Определение объекта и предмета исследования

«Объект исследования» – это область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых осуществляется исследование.

Введение

Процесс обучения всегда являлся и до сих пор является сложным комплексом, позволяющим получить новые навыки и знания обучающимся. Однако стремительные процессы, затрагивающие все сферы нашего развития, которые наблюдаются сегодня, вызывают необходимость школьников и студентов более глубоко вникать во все новые и более сложные сферы науки и техники. Обладание современными познаниями позволит им держаться «на плаву» и в дальнейшем соответствовать всем современным трендам, сформировавшимся на рынке труда.

В связи с этим, современные студенты активно вовлекаются в научную деятельность, затрагивающую самые различные области исследований. Это способствует развитию их интеллекта, расширяет кругозор, формирует научное мировоззрение, а также помогает освоить методы систематизации и анализа научных данных для последующей работы с ними.

Исследования могут быть простыми и сложными, иметь в своем составе целый комплекс задач для решения или быть однозадачными, краткими, не требующими большого количества сил и времени для выполнения. И те, и другие научные работы имеют право на существование не зависимо от их масштаба. И все они имеют в составе две важные составляющие – это объект и предмет исследования. Без этих двух понятий не может существовать ни одна научно-исследовательская работа. Давайте разбираться, что же это за термины и как мы их будем использовать.

Общая характеристика Объекта и Предмета исследования

На первый взгляд кажется, что ничего сложного тут нет. Вы подходите к преподавателю (научному руководителю, магистранту, аспиранту и т.д.) и он вам объясняет, что: объект — это то, что вы планируете изучать, а предмет – характеристика или определенные функции этого объекта, которые каким-то образом могут на него влиять.

Несмотря на это, не только студенты, но и многие молодые ученые нередко сомневаются, что же в их исследовании является объектом, а что – предметом. И каждый раз при начале работы над новым исследованием вновь и вновь задаются этим вопросом.

Итак, в первую очередь необходимо определить тему исследования. Нет темы –соответственно, нет объекта и предмета. Как только вы решили для себя на какую тему ваше исследование, начинаете определять объект и предмет вашей научной работы.

Детально рассмотрите выбранную тему. Поразмышляйте об объекте, который вы будете исследовать: какими свойствами он обладает, какие инструменты вам нужны для его исследования, при помощи каких методов вы сможете изучить его характер или изменение неких определяющих параметров.

Если у вас есть маркер, который позволяет измерить изучаемое вами явление, то он будет объектом исследования, а изучаемая проблема (явление) или вопрос при этом – будут являться предметом исследования.

Отсутствие Объекта и Предмета исследования в научной работе считается грубой ошибкой при подготовке отчета о НИР. Определение данных составляющих является обязательным!

Рассмотрим чуть более подробно.

Объект исследования

Объект исследования может заключать в себе разноплановые понятия и множество разных свойств и, когда у вас есть конкретная тема исследования, определить его достаточно просто. По сути – это предмет (объект), процесс или явление, или комплекс процессов, который ты хочешь изучить, исследовать, определить (сообщество, группа, подвид, погодное явление, банковская структура, зона управления, распределение (ресурсов, финансов, энергозатрат, рынка, и пр.), философское понятие, микроорганизмы, металл, материал, территориальная зона и т.д.). Это только совсем небольшая часть возможных понятий.

Как видите из примеров, при определении категории «объект исследования» все зависит от того, что вы собираетесь исследовать. Объектом вашего исследования может быть любой реальный предмет или существующее явление. Объект исследования может быть напрямую связан с темой исследования, а может относится к ней лишь косвенно. Поэтому часто наблюдается, что название объекта исследования не звучит в названии научно-исследовательской работы. И уж совершенно определенно, что название объекта исследования не должно полностью повторять тему и/или цель работы.

Предмет исследования

Предмет исследования – это часть объекта, его составляющая или компонента его системы. Это могут быть любые свойства данного объекта, его характеристики, которые вы запланировали изучить, классифицировать, проанализировать, упорядочить, определить соотношение между их отдельными элементами и т.д.

В качестве предмета исследования может быть выбрано некое состояние или статус объекта, которое изменяется определенным образом под влиянием ряда (или одного) факторов (заметьте, сам объект при этом не изменяется). В таком случае, предметом исследования может быть, например, следующее: процесс изменения таких факторов, порядок их взаимодействия друг с другом, определение их характерных черт, порядок их взаимного влияния или их влияния на объект исследования и т.п.

Так как ваша исследовательская работа, вероятнее всего, не будет состоять в изучении сразу всех характерных особенностей объекта, то важно правильно соотнести цель исследования и конкретизировать его предмет. Очень часто предмет исследования звучит (повторяется) в его названии, в цели работы и всегда детально изучается в ходе самой работы.

Различия между объектом и предметом

  • Предмет исследования очень тесно связан с областью и тематикой вашей научной работы. Предметом исследования может быть модель поведения или распространения, изменяющиеся параметры, свойства, функции внутри объекта. Объект исследования заключает в себе более широкое понятие, его можно исследовать с разных сторон. Это может быть вещь, организм или явление, которое вы можете изучать, наблюдать, оценивать, измерять.
  • Предмет является вторичным по отношению к объекту и не может выходить за его пределы (рамки, основы и т.п.). При описании предмета, как правило, уделяется большое внимание его значению, выделению его основных свойств и характеристик, так как именно на предмет исследования будут завязаны задачи исследования, и соответственно, результаты и выводы. Объект может быть представлен в работе кратко, без дополнительных пояснений.

Примеры формулировки «Объекта» и «Предмета»

Попробуем выделить несколько разных примеров, взятых на основе реальных исследований в разных областях наук. Для наглядности, в таблице ниже представлены Темы исследования и соответствующие каждой теме формулировки Объекта и Предмета исследования.

Тема

Объект

Предмет

Изучение системы обучения школьников начальных классов частных общеобразовательных школ

Образовательная система частных школ в России (на примере частных школ г. Санкт-Петербурга)

Характерные особенности системы вовлечения школьников начальных классов в обучающий процесс

Изучение состава грунтов несанкционированных строительных отвалов и свалок

Комплекс грунтовых мусорных отвалов, сформировавшихся в местах несанкционированных свалок (на примере г. Москва)

Состав, строение, состояние и свойства изучаемых грунтов для оценки их негативного влияния на экологическое состояние г. Москва

Специфика социального познания: Методологический аспект

Трансформация методологии современного социального-гуманитарного познания, вызванная изменениями основных парадигм

Анализ современных философских концепций социального познания и их влияния на формирование новой методологии социального познания

Закономерности развития высшей водной флоры и растительности озер Нарынского государственного заповедника

Водная флора и растительность водоемов Нарына в их динамике в различных временных срезах

Закономерности развития водной флоры и растительности водоемов, расположенных в пределах Нарынского заповедника, условия сохранения видового разнообразия

Гражданско-правовое регулирование безналичных расчетов

Общественные отношения в сфере гражданско-правового регулирования безналичных расчетов

Нормы российского и зарубежного гражданского законодательства, иные источники права, регулирующие отношения в сфере безналичных расчетов.

Транспорт как объект рекламной деятельности

Рынок транспортных услуг

Рекламная деятельность в системе транспортного маркетинга

Представленные примеры наглядно показывают многообразие и разноплановость объектов и предметов исследования. Видно, что в качестве объекта может быть выбрана любая система, которую вы собираетесь изучать, а изучаемый вами предмет – является частью этой системы.

В каждом конкретном случае, в зависимости от цели, поставленной в научно-исследовательской работе, и ее задач – объект и предмет исследования будет формулироваться индивидуально. Два студента, например, могут иметь очень схожие по названию темы научной работы, однако, ввиду разных ожидаемых результатов (положений, выносимых на защиту) – объект и предмет исследования также может существенно различаться. В некоторых исследованиях в качестве объектов исследования будут выступать количественные характеристики, а предметы будут отображать качественные. В других работах может быть наоборот. Все зависит от того, как вы поставите вопрос к проблеме своего исследования.

Если вы изначально правильно поставите цель, сформулируете задачи, ясно представите, что вы ожидаете получить в итоге, а также составите подробный план выполнения работы – у вас не должно возникнуть вопросов относительно формулировки рассматриваемых терминов. Самое важное, что вам нужно сделать в начале – это выбрать для себя область наук и тему, которая будет вам действительно интересна.

международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 5 дней до окончания