Научная новизна — миф или реальность?
Введение
Правильно сформулированная научная новизна позволяет научному сотруднику или соискателю на ученую степень показать, что представленные им данные не являются плагиатом, ранее не существовали, и не были отражены в трудах других исследователей.
Однако, начинающие ученые зачастую приходят к осознанию этой мысли, когда им отказывают в принятии статьи в печатное издание. Или, что гораздо печальнее, когда диссертационный совет отклоняет принятие диссертации к рассмотрению на защиту по причине неправильно сформированной научной новизны либо полного ее отсутствия в работе. И происходить это может даже не потому, что научной новизны нет, как таковой, а потому что она грамотно не сформулирована в тексте, представлена не полностью либо изложена таким образом, что вводит читателя в заблуждение относительно результатов работы. И это не удивительно.
Когда читаешь требования к подготовке научной работы, нужно приложить усилия, чтобы разобраться во всех ее необходимых составляющих. От автора требуется сформулировать актуальность, практическую значимость, объекты и методы исследований, теоретическую составляющую и т.д. Начинающему ученому трудно не запутаться в таком многообразии терминов, которые на первый взгляд похожи друг на друга. А на деле – все они должны формулироваться исходя из научной новизны вашей работы и вносить вклад в то, чтобы усилить ее представление и наиболее полно раскрыть в тексте. Таким образом, приходим к выводу – научная новизна является одной из самых важных частей при подготовке научной работы.
Именно с осмысления научной новизны и начинается планирование самой научной работы: разработка этапов ее проведения, обработки полученных результатов, затем формулировка выводов и заключений. В случае подготовки диссертационной работы – без научной новизны не получится правильно сформулировать положения, выносимые на защиту (основа диссертации). Иначе может получиться (или показаться), что вы проделали большую работу, которую уже кто-то сделал до вас и получил аналогичные результаты.
Парадоксально, но вопрос о происхождении и развитии научной новизны в современном ее понимании – один из широко обсуждаемых вопросов в научном сообществе на протяжении последних десятилетий.
В данной статье пойдет речь о научной новизне в науке вообще. Наша задача – разобраться, что можно считать научной новизной и как ее «рассмотреть» в научных исследованиях.
Понятие «научная новизна»
Сам термин – «научная новизна», при первом знакомстве, как бы наталкивает нас на мысль, что должно быть какое-то непременно научное открытие, не меньше. Однако, это не так.
Научная новизна – это неизвестные ранее и выявленные или установленные в ходе проведения исследования обоснованные знания, подтвержденные теоретически или в результате практических экспериментов.
Научная новизна не отражает степень научных открытий, достигнутых ученым, а показывает глубину проведенных им исследований, которые позволили ему найти новые факты (зависимости, последовательности и т.д.).
Любая новизна, даже если она получена в результате простых научных экспериментов – это новизна (при условии, что вы это доказали результатами). В тоже время, высоконаучная, глубокая и длительная работа, в результате которой получены ранее известные факты, не будет содержать в себе никакой научной новизны. Хотя тоже имеет место быть, например, если ее цель – получить некую доказательную базу.
Иными словами, научная новизна указывает на то, что некая проблема была исследована, и автор работы нашел в ней новую «изюминку», ранее не отмеченную.
Важно знать, наличие научной новизны является обязательной составляющей для следующего вида работ: магистерская, кандидатская и докторская диссертации, научная статья (любого типа, в том числе публикуемая в нашем журнале "Научные Высказывания"), заявка на патент (новизна в патенте является основополагающим фактором). Часто, но не обязательно, сформулировать научную новизну требуется при подготовке дипломных работ любого типа. Это зависит от требований конкретного ВУЗа.
Содержание «научной новизны»
В наш век, когда кажется, что все уже дано изучено и открыто, наличие «абсолютной новизны» в работе вопрос сложный, да этого и не требуется. При подготовке совершенно любого научного исследования, автор непременно будет использовать уже опубликованные результаты и работы других авторов, своих соавторов и коллег, а значит, брать за основу уже известные и опубликованные факты.
Вопрос состоит в том, что на любой известный факт можно посмотреть с другой стороны, и преподнести его под другим «углом зрения». Это в свою очередь, позволит отразить известные факты с иной, ранее не известной точки зрения, что уже будет являться научной новизной.
Научная новизна может, например, выражаться, в виде:
- нового (нестандартного) метода или подхода (возможно, какой-то его части) к решению научной, социально-экономической, культурной, политической, юридической, технической и т.д. проблемы/задачи/формулы;
- новой формулировки в части описания уже известного научного определения/понятия, раскрывающие его суть с новой стороны и позволяющего это понятие применять, использовать в совершенно новом свете;
- новой (нестандартной) классификации известных предметов/объектов исследования, позволяющей найти новое ее применение;
- проектов по усовершенствованию (предметов, объектов, уставов, документов, законов и пр.);
- проектов по модернизации конструкций, технологий, техники и оборудования либо области их применения;
- новых закономерностей и моделей (даже полученных на основе ранее известных) для различных экосистем, сообществ, объектов, предметов, структур и прочее;
- научно-обоснованных решений, внесших свой вклад в развитие какой-либо отрасли науки или техники, государственного уклада, политической структуры, охраны окружающей среды и прочее.
И это лишь часть того, что может являться научной новизной, приведенная в качестве примера. В список можно добавить открытие новых месторождений на основе проведенных исследований, геологические разработки, сельскохозяйственные новаторские идеи, комплексный анализ исторического или политического события и многое другое. Как видите, разброс велик и дает простор для фантазии.
Поиски «научной новизны»
В разных областях науки понятие «научная новизна» имеет свои нюансы и может быть истолковано по-разному. Например, значительная разница в изложении научной новизны существует между гуманитарными и точными и науками.
Цель первых – изучение различных аспектов нашей жизни, центром которых является человек и его окружение. Исследования в точных науках сконцентрированы на рассмотрении физических и химических процессов, характера взаимодействия веществ и элементарных частиц друг с другом, процессов, происходящих в живых организмах, и т.д. Отсюда постановка и описание научной новизны будет различным.
Однако, общий подход к формированию научной новизны как таковой, будет одинаковый. Вот лишь несколько шагов, которые помогут начинающему ученому в ее поисках.
- Определить, что в вашей работе является предметом и объектом исследования. Это поможет вам определиться с набором и описанием ключевых шагов вашей научной работы.
- Выполнить поиск и подбор соответствующей литературы по тематике вашей научной работы с изучением хронологии событий. Процесс проведения литературного обзора покажет степень и глубину изученности данной проблемы: какие исследования уже были проведены другими учеными ранее, как развивалось изучение тематики с течением времени, как глубоко затронут интересующий контрено вас предмет исследований.
- Выделить среди изученных литературных источников наиболее актуальные исследования – те, которые отличаются важностью и остаются востребованными к изучению на настоящий момент времени.
- Провести анализ результатов в выбранных источниках на предмет полноты проведенных исследований, критически посмотреть на результаты с разных точек зрения (под «разными углами»). Такой взгляд часто приводит к формированию новых задач в исследовании, что приводит к получению новых результатов.
- На основе выполненного анализа (пп.3, 4), выбрать для проведения своих исследований новые современные теоретические методы, фактические данные, методологические подходы, ранее не использованные, либо с элементами новизны. Все это уже будет давать вклад в новизну вашего исследования, а в большинстве случаев, будет само по себе являться новизной.
- Провести самостоятельно детальный, глубокий анализ своего исследования и критически взглянуть на полученные результаты, сформулированные выводы. Тоже самое попросить сделать своих более опытных коллег.
Установлено, что подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.
Краткая «формула» составления «научной новизны»
Используйте вводные слова (не бойтесь и не стесняйтесь, их необходимо использовать!), как например: в проведенном исследовании (работе, научном труде и т.д.) установлено, спроектировано, спрогнозировано, выявлено, получено, доказано, впервые предложено, определено, разработано и т.п. Этим вы сразу показываете уникальность своих результатов.
Объектом научной новизны может являться: модель, процесс, характер, концепция, событие, способ, метод, методология, механизм и т.п.
Подберите правильные слова для связки вводного слова и объекта исследования в логическую цепочку: состоящая(ий) в том, что..., который(ая) заключается в следующем…, позволяет нам (существенно повысить/понизить/изменить/модифицировать/применить) и т.п.
Добавьте чуть более детальное описание отличительных признаков, которые выделят вашу работу, что бы читатель или рецензент смог сразу понять, в чем заключалась суть исследования.
Примеры формулировки научной новизны:
- Впервые спроектирована интерактивная система снижения общего веса пациента с применением технологии воздействия искусственного интеллекта, позволяющая полностью изменить подход пациентов к выбору рациона.
- Установлена закономерность в алгоритмах создания виртуальных сетей, которая впервые представила возможность применения удаленного доступа к защищенным информационным системам. Полученная закономерность может быть использована для внедрения в локальные системы управления в крупные индустриальные предприятия Российской Федерации.
- Изучена особенность распределения химических соединений урана в урановых рудниках №№-региона, которая впервые позволила спрогнозировать модель его поведения в глубоких геологических слоях. На основе проведенного прогноза построены карты-схемы его распространения на территории…….края.
- Установлена новая классификация психолого-педагогических принципов, позволяющая определить предметно-пространственную среду, как фактор развития детского дошкольного учреждения
Ошибки при формулировании «научной новизны»
Рассмотрим примеры распространенных ошибок при формулировке научной новизны, из-за которых научная работа может быть отправлена на доработку:
- научная новизна представлена общими словами, не приведены конкретные факты о результатах и достижениях, так называемая «размытая» формулировка;
- представлены уже известные науке и научному сообществу (даже в очень узкой, специфической области) факты, положения, доказательства – нет новизны;
- научная новизна описывает будущие перспективы или преимущества, которые когда-нибудь могут привести к новым результатам (методам, свершениям и т.п.);
- идет перечисление проведенных работ, описание самого процесса исследования, и т.п. (опять же без конкретных результатов, достижений и их новизны);
- приведена оригинальная трактовка понятий, терминов, смысловых выражений и прочее. Это само по себе не является новизной, так как термины и понятия являются лишь инструментами в описании результатов работ;
- вместо результатов и достижений автор пишет о значимости таковых, опять же без конкретики;
- в формулировке «научной новизны» делается акцент на личное участие автора, как одно из достижений. Это не достижение, это обязанность автора принимать в своей научной работе личное участие.
В заключении, хотелось бы посоветовать: не забывайте, что в любом исследовании и описании результатов, необходимо строго придерживаться логики, которая должна связывать весь ваш текст от начала до конца, с акцентом на все новое, актуальное и ранее не изведанное, что вы смогли увидеть, открыть и исследовать.