Анализ научной статьи

Анализ научной статьи

Процесс получения научной информации заключается в постоянном поиске ответов на вопросы, изучении актуальных результатов других исследователей для получения новых и полезных данных.

Поиск и анализ различного рода специализированных публикаций и научных работ дает нам ценный источник знаний, а публикация результатов работ в журналах – позволяет этими знаниями обмениваться.

Научная публикация становится по-настоящему признанной после получения оценки ее значимости. Такая оценка может проводиться как опытными экспертами в определенной области научных интересов, так и начинающими молодыми учеными.

У каждого аналитика, проводящего анализ научной статьи, могут быть совершенно разные цели, в зависимости от поставленных задач. Например, рецензенты, чтобы осуществить выбор, будут критически оценивать рукописи, направленные авторами в редакцию журнала; опытный исследователь, для более глубокой проработки изучаемого вопроса, будет искать подходящий материал, на который потом можно будет сослаться; начинающий ученый поставит себе цель научиться писать качественные научные публикации, усовершенствовать навыки изложения научных результатов и грамотно их публиковать. Во всех этих случаях конечная цель существенно разнится, но в любом из них сначала необходимо провести анализ научных статей, с которыми заинтересованный человек предполагает работать.

Цель анализа научной статьи – это проведение экспертизы публикации на актуальность и достоверность представленных данных, наличие научной ценности, теоретической и/или практической значимости, оценка глубины проработки материала, качества стиля и оформления, структуры работы и т.д.

Основой анализа научной статьи являются:

  • оценка доказательной базы достигнутых результатов и возможности их применения на практике;
  • оценка актуальности проведенных исследований;
  • оценка научных и технических знаний автора публикации – знание нормативно-технической документации, методических рекомендаций, правил, стандартов, методологий проведения исследований, владение инструментами для сбора, обработки и анализа данных и др.
  • оценка грамотности, логики и стиля изложения материала;
  • проверка на плагиат.

Проводить анализ можно для абсолютно любого вида публикаций. Основная задача – критически рассмотреть ее «со всех сторон». По сути, проведение анализа научной статьи само по себе является хорошей аналитической задачей, а значит, имеет в себе научную составляющую. Выполнение такого глубокого изучения научного труда, несомненно, повысит ваш уровень как ученого или редактора, даст осознание возможных ошибок, если вы начинающий молодой ученый, и увеличит шанс вашей публикации быть принятой в солидное печатное издание после критического взгляда на свою работу и устранения недочетов.

Виды анализа научной статьи

Существует три основных вида анализа научных статей: критический, факторный и стилистический.

Критический анализ является наиболее масштабным видом анализа, который подразумевает проведение глубокой и всеобъемлющей оценки научной публикации. Для его выполнения требуется знать ряд правил, на которых он основан.

Критический анализ может быть выполнен не только для научной публикации, но и для совершенно любого вида работ: аналитическая или исследовательская статья, диссертация, монография, книга, тезисы конференций и семинаров и мн. др. Такой анализ также можно провести для художественной и публицистической литературы, фильма и даже музыкального произведения.

Критический анализ научных статей позволяет расширить кругозор, найти альтернативное мнение, узнать новые течения и тенденции в исследуемой тематике. Поэтому научиться его выполнять и практиковаться в его выполнении очень полезно людям, занимающимся любым видом деятельности, а наукой – в особенности.

В большинстве случаев, критический анализ научной статьи выполняется для того, чтобы сделать информацию, изложенную в ней, более доступной и понятной для широкого круга общественности. Это абсолютно субъективный (фил. - «существующий в сознании и зависящий от него») вид анализа, потому что его исполнитель высказывает свое мнение по поводу прочитанного, дает оценку представленной информации на основе проведенного анализа, с использованием своего личностного восприятия.

Автор критического анализа должен детально изучить анализируемый материал, установить, к какому типу относится данная статья, и, в соответствии с этим, определить подходящий стиль в изложении самого анализа.

При этом в отчете о проведении анализа должна быть изложена кратко и четко суть статьи, а ее результаты проанализированы на актуальность, правдивость, качество, значимость т.д., с акцентом на положительные и отрицательные стороны проведенных исследований. По окончании работы автор проведенного анализа должен подвести итог о качестве данных, представленных в публикации и о качестве самой работы в целом.

Факторный анализ (от лат. faktor – действующий, производящий и греч. analysis - разложение, расчленение) является не менее интересным и значимым при проведении аналитического изучения статьи.

Цель факторного анализа – определить взаимное влияние разных показателей друг на друга или на другие показатели; оценить воздействие одних результатов на другие и т.д. Для этого нужно проанализировать информацию по каждому параметру/результату/выводу, приведенному в исследовании.

Факторный анализ используется в случае, когда его исполнителю важно оценить результаты или какие-то иные данные, представленные в работе, понять их внутреннюю взаимосвязь, и детально их проанализировать.

Здесь также, как и в критическом анализе, оценивается точность, актуальность и достоверность результатов, их практическая и теоретическая польза. Но, в отличие от него, при проведении факторного анализа статьи не нужно (по крайней мере – необязательно) изучать все остальные аспекты ее написания. По факту, вы работаете только с результатами и их оценкой.

С помощью факторного анализа возможно выявление неких интересных факторов, указывающих на установление, например, новых корреляционных зависимостей или скрытых закономерностей, не представленных в статье; определение каких-то параметров, которые могут привести к новым выводам или результатам и т.д., в зависимости от тематики статьи, с которой вы работаете. Все эти выводы эксперт должен проанализировать и скомпоновать в своем итоговом отчете, кратко и доступно для понимания, с изложением всех вновь установленных фактов и критериев, которые были определены в результате проведенного анализа.

Стилистический анализ – это проработка материала на соответствие действующим нормам и требованиям к оформлению текста и стилю его изложения, отсутствие нелогичных связок, ложных или неподходящих ссылок на литературные источники, точность и логику применения специальных и профессиональных терминов и т.п.

Цель стилистического анализа – определение стиля написания и выявление языковых особенностей, присутствующих в данном изложении статьи.

Стилистический анализ состоит из следующих шагов:

  1. Определение цели текста и соотнесение ее с поставленной научной целью. Указать, что автор хотел донести до читателя и на сколько точно ему это удалось передать в тексте.
  2. Изучение тематики статьи – какой области исследований посвящена статья, какие научные вопросы или проблемы она освещает.
  3. Определение характеристики стиля текста – научная статья должна быть написана в научном стиле со всеми его характерными признаками, основные из которых –  лаконизм и точность. Об этом также будет свидетельствовать применение специальных терминов, лексики, словосочетаний, ключевых слов и выражений по научной тематике статьи. Необходимо определить, на сколько точно автором используется терминология и лексика для представления цели работы и поставленных задач.
  4. Установление логики и порядка изложения, т.е. провести изучение на сколько точно и правильно автор использовал описание причинно-следственных связей, условий, оценить логику изложения, связки слов и предложений, а также логику расположения абзацев по сути изложенной в них информации.
  5. Изучение словарного состава текста. Он также должен быть характерным для научной статьи и соответствовать теме проведенных исследований. В тексте могут быть приведены научные фразеологизмы, устойчивые сочетания слов с использованием научной терминологии. Например, эволюция мировоззрения, творческий процесс, радионуклидный источник, математическое моделирование и т.п.

При полном стилистическом анализе можно выполнить также словообразовательный, морфологический и синтаксический анализ.

Выбор вида анализа научной статьи (критический, факторный или стилистический) зависит от целей человека, который его выполняет, а также в существенной мере от вида и тематики самой статьи.

Перед тем, как приступить к анализу, аналитик должен четко понимать, что разбор материала, представляющего собой, например, математическое описание некой модели (исследование в области физико-математических наук) будет существенно отличаться от работы, к примеру, философской направленности и т.д.

Основные этапы выполнения анализа научной статьи

Подходы к проведению анализа научных статей у каждого эксперта свои, ниже перечислены общие этапы для выполнения данного вида работы.

  1. Подготовьте статью для прочтения. Можно сделать это любым доступным или удобным для вас способом – распечатать на бумажном носителе или открыть на компьютере. В первом случае, приготовьте карандаш для выполнения пометок на полях, во втором – откройте текстовый редактор и включите режим редактирования, чтобы формировать заметки.
  2. Внимательно ознакомьтесь с содержимым статьи. Для начала просто прочтите, слишком глубоко не вникая в смысл. Во время ознакомления, сразу отмечайте для себя все непонятные термины, выражения, словосочетания или так называемые логические «провалы», которые, как вам показалось, есть в тексте.
  3. Прежде, чем приступить к следующему этапу, обязательно разберитесь со всеми непонятными терминами и пр., чтобы далее можно было вникать в суть работы, не останавливаясь на отдельных непонятных словах. Для этого можно воспользоваться литературой из списка использованных в статье источников, наверняка вы сможете найти там ответы на большинство возникших вопросов.
  4. Во второе прочтение, когда вы уже знаете и понимаете всю терминологию, старайтесь обращать внимание на те части статьи, в которых вам что-то не понятно или сложно сразу проанализировать. Пометьте такие моменты для дальнейшей работы.
  5. Во время второго (или третьего) прочтения обязательно выделите для себя данные или результаты, достоверность и качество которых вы бы поставили под сомнение, и аргументы автора, которые выглядят «расплывчато», не слишком убедительно.
  6. Если в статье применена статистическая обработка дынных – необходимо их перепроверить. Зачастую там могут скрываться неточности и ошибки в обработке.
  7. Отдельно проанализируйте места в тексте, где представлена ключевая информация, которой вы сможете оперировать дальше при составлении отчета.
  8. Прочтите статью столько раз, сколько вам требуется для полного понимания сути всего, что в ней изложено, и абсолютного владения представленной тематикой. Если вы знакомы с автором, можете с ним обсудить некоторые неоднозначные моменты. Если нет –отметьте эти абзацы для включения их в анализ.
  9. После всех вышеперечисленных шагов, можно приступать непосредственно к анализу по выбранному вами типу, предварительно составив для себя план его выполнения.
  10. По окончании анализа научной статьи, исполнитель должен составить отчет о проделанной работе, с кратким изложением сформированных выводов. Отчет составляется структурно, аргументировано, с доказательной базой, со ссылками на страницы статьи, где выделены недочеты, также сюда могут быть включены ссылки на дополнительные источники литературы, которыми пользовался эксперт в ходе проведения анализа.

План выполнения анализа (пример):

  • Автор, выходные данные издания (название, номер выпуска периодического печатного издания, в котором опубликована статья, дата выхода в печать и т.д.).
  • Название (оценка соответствия названия содержимому статьи).
  • Новизна и актуальность исследования (возможный вклад в науку, на сколько актуальны изучаемые вопросы на сегодняшний день).
  • Цель и задачи исследования (на сколько соответствуют выполненной работе, все ли выполнены и согласуются ли с выводами/заключением).
  • Структура статьи (отсутствие четкой структуры является недостатком), стиль написания (должен соответствовать научному стилю), формат представления данных и т.п. (для стилистического анализа).
  • Методологические аспекты – корректность выбора использованных материалов и методов, их полнота и достаточность (для критического и факторного анализа).
  • Теоретические и практические аспекты – возможность применения результатов: где, кем и при каких условиях могут или не могут быть использованы, апробация работы (для критического анализа).
  • Доказательность и достоверность фактов, результатов, гипотез (для факторного анализа).
  • Обоснованность выводов и заключений.
  • Апробация результатов исследования (участие в конкурсах, грантах, конференциях и др.).
  • Анализ литературных источников, приведенных в работе – оценка их достаточности, достоверности, качества и полноты приведенных выходных данных (срок выпуска, рейтинг издания, номера страниц и пр.).

Опытные эксперты советуют – при формировании отчета об анализе научной статьи постарайтесь отбросить субъективное мнение, используйте в работе только конкретные факты, тезисы, критерии и пр.

И хотя провидение критического анализа подразумевает высказывание своего мнения относительно изложенного, оставьте этот пункт на последний этап, так как окончательно сформировать свое мнение вы сможете только после того, как во всем тщательно разберетесь.

Навык в проведении анализа научных публикаций применим во многих отраслях науки и техники, так как в ходе его выполнения формируется собственный стиль автора/эксперта/аналитика, приобретается дискуссионный навык, развивается критичность мышления. А способность корректно оценивать результаты научных работ других исследователей всегда высоко ценится в научном мире и указывает на компетентность как ученого, статьи которого анализируют, так и эксперта, выполняющего такой анализ.

международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 12 дней до окончания