Изучение современных практик этнотуризма на плато Путорана
На плато Путорана сохранилось не так много стоянок эвенков. Стоит отметить, что эвенки - единственный народ, который проник на плато Путорана, причем на верхнюю часть они не поднимались, а в основном занимали долинную часть озера или реки. Долина реки Улуг-хем (Верхний Енисей) - долина предков. Ведь там сохранились уникальные эвенкийские деревянные скульптуры.
Насытив современный рынок различными продуктами туристской деятельности, современное общество стало забывать о происхождении, быте, культуре различных древних народов нашей необъятной родины, за исключением людей, которые изучают этот материал согласно своей профессиональной деятельности.
Изучение Крайнего Севера как в контексте исследования проблематики этнографического туризма крайне актуально. Причина тому проста - у гостей региона появляется уникальная возможность ближе познакомиться, с историей, верованиями и объектами материальной культурой малых народов.
На сегодняшний день, РФ располагает немалым количеством самых разнообразных этнокультурных ресурсов. Тем не менее, стоит отметить, что вышеуказанные резервы разрабатываются в недостаточной степени, что в свою очередь, не позволяет раскрыть туристский потенциал региона в полной мере.
Меж тем, коренные народы русского Севера, за века собственного этногенеза, приобрели целый спектр знаний и навыков, столь необходимых для выживания в экстремальных условиях. И в этом контексте, регион является невероятно перспективным с точки зрения этнографического и эко туризма.
Данной проблеме уделено внимание в работе Киссер Т. С., Коньковой Ю. С. [5] где рассматриваются современные практики этнотуризма на Таймыре. Благодаря включению элементов традиционной культуры малых народов Севера в туриндустрию туристам предоставляется возможность прикоснуться к живой истории и самобытной культуре Арктики.
В работе Ч.Б. Сундуева, Л.В. Хышектуева [13] обращено внимание на этнический вид туризма – одному из направлений культурно-познавательного раздела, который подразумевает погружение человека в среду коренного народонаселения, общение с духовностью данной группы. Являясь предполагаемым стратегическим ступенью, этнический туризм помогает не давать пропасть и продолжить прогрессировать экономике традиционного хозяйства, культурному наследию и рассматривается как аспект стабильного развития местности.
Доцентом кафедры управления персоналом сервиса и туризма ФГБУ ВО “ОГУ”, Холодилиной Ю.Е. [14] была создана концепция организационно-экономического управления развитием туризма в области научной сферы распространяющаяся на регион.
В статье Зорина А.И. [4] Научно-экспедиционный туризм: цели, аспекты и критерии - большое внимание уделено изучению базиса научно-экспедиционного туризма во второй половины XX века и начала XXI века.
Проводя исследование по теме изучения практик этнотуризма были использованы такие методы исследования как: изучение исторической хронологии; обзор научной литературы; синтез, с помощью которого объединяются полученные факты в одно целое; абстрагирование, получение нематериальной связи предметов с окружающим миром; дедукция – от общего к частному; классификация – установление идентичности предметов по принципу, но отличных по явлению; обозрение и формирование материала в единое целое.
Выделим качества эвенков, которые помогали выжить в непростых условиях, самые лучшие следопыты. Эвенкам в тайге знакомы каждая тропа и камень. По медвежьим и волчьим следам они узнают характер хищника - опасен он для их оленей или нет. Лыжный след может показать им кто прошел: свой или чужой. [15]. Мандельштам описывал эвенков как «дворянами среди народов Сибири» из-за их особого образа жизни, культуры и обычаев.[7] Также их отличали высокие моральные качества: благородство и большая щедрость души.
На Плато Путорана сохранилось не так много мест пребывания эвенков. Это был единственный народ, который проник на Плато Путорана, причем на верхнюю часть они не поднимались, а в основном они пришли из Якутии с Востока и занимали долинную часть, озера, реки. Основное проживание (временное) - кочевое: озера Аян и Дулук, именно те озера, которые лежали на пути мигрирующих оленей.
В Дудинке в Таймырском краеведческом музее существует постановочная сцена - эвенк сидит на олене, смотрит вниз, рядом расположен медведь с медвежонком. Место - Плато Путорана. В Бурятии в Баргузинской долине, в селе, существует этнографический эвенкийский центр тоже проживают эвенки. В Российском Этнографическом Музее Санкт-Петербурга есть экспонаты - чум (конец 19 века), охота и охотничий лук эвенка, нагрудник (на нем размещалась информация), эвенкийская зимняя и летняя мужская и женская одежда (19 век). Проплывая по реке Сиене, рядом с соседней Якутией, рядом с Плато Путорана проживают современные эвенки.
Перейдем от образа жизни к верованиям эвенков. Слово “шаман” эвенкийского происхождения, тунгусский язык. Тунгусы и эвенки — это одно и тоже. В начале 20 века был очень известный эвенкийский шаман - Федор Полигус, у него есть дух - он помощник шамана (обязательная атрибутика). Атрибутивный состав - шаманская одежда (костюм), бубен, колотушка, посох. Металлические маски шамана (помощники) - маска гагары и т.д. Животные выполняли роль помощников духов шамана. Шаманизм занимал ведущую основную достаточно значительную роль в культуре, медицине в жизни эвенков [5].
Долина реки Улуг - долина предков. Там сохранились уникальные эвенкийские деревянные скульптуры. Скульптуры изображают предка в виде получеловека-полумедведя, обитателя подземного мира, главного шаманского духа - помощника по имени Манги. Это охранители, они охраняют территории и могилы. Эвенкийское захоронение - на переднем плане антропоморфная фигура, захоронение 19 века, полузасыпанное, женское и детское - не очень длинное (1,5 метра). В расщепе нашли фигуру - колыбелька. С восточной и западной стороны - дух предка-хранителя или фигура души. Антропоморфная фигурка с горизонтальным дополнением, несомненно, образует крестообразную фигуру.
Изучение современных практик этнотуризма на плато Путорана представляет собой важную и перспективную область исследований. Государственный Природный Заповедник «Путоранский» является уникальным объектом для развития этнотуризма, так как в его территории находится богатое наследие и культурное наследие коренных народов Севера.
Экотуризм на плато Путорана способствует сохранению и продвижению традиционных знаний, культуры и образа жизни коренных народов, что является важным фактором для их самоутверждения и сохранения их идентичности. При этнотуризме на Плато Путорана акцент делается на взаимодействие между туристами и местным населением, создавая возможности для обмена знаниями, опытом и уникальными культурными взаимодействиями. Это способствует пониманию и уважению культуры и образа жизни коренных народов, а также способствует развитию экономики региона и повышению благосостояния местных сообществ.
Однако для успешной реализации этнотуризма на Плато Путорана необходимы определенные меры поддержки и сотрудничества со стороны государства, местных властей, туристических организаций и коренных народов. Это включает разработку и реализацию соответствующих стратегий, программ и политик для защиты наследия и поддержания стремительного роста в этнокультурном туризме.
В заключение следует сказать, что исследование современных практик этнотуризма на Плато Путорана представляет большие перспективы для целостности и прогрессивного роста культурного наследия и идентичности коренных народов, развития экономики региона и обогащения туристического опыта. Правильное планирование и координация с активным участием всех заинтересованных сторон могут способствовать устойчивому и справедливому развитию этнотуризма на Плато Путорана и принести пользу как местным сообществам, так и туристам.
- Бродников А.А. К вопросу о происхождении енисейских остяков // Исторический курьер. - 2019. - №5(7). - С. 147–155.
- Головнёв А. В. Новая этнография Севера // Этнография. - 2021. - №1(11). - С. 6–24.
- Государственный природный заповедник «Путоранский» // Заповедники Таймыра. [Электронный ресурс] URL: http://zapovedsever.ru/ (дата обращения: 14.10.2023).
- Зорин А.И. Научно-экспедиционный туризм: цели, аспекты и критерии // Вестник РМАТ. – 2013. – № 2(8). –С. 21-28.
- Киссер Т. С., Конькова Ю. С. Этностойбища на Таймыре: новые практики этно- туризма // Кунсткамера. - 2022. - № 3(17). - С. 158–168.
- Красноярский край Плато Путорана // Arctic Russia Туризм. [Электронный ресурс] URL: https://tourism.arctic-russia.ru/ (дата обращения: 15.10.2023).
- Мандельштам Г. Сибирь: историко-географические очерки. - 1897
- Плато Путорана // Iskatel.com. [Электронный ресурс] URL: https://iskatel.com/ (дата обращения: 20.10.2023).
- Плато Путорана // Культура.рф. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/ (дата обращения: 09.10.2023).
- Плато Путорана // ФГБУ «Государственный природный заповедник „Большой Арктический“». [Электронный ресурс] URL: https://bigarctic.ru/ (дата обращения: 23.10.2023).
- Плато Путорана // Этнографический парк-музей Этномир. [Электронный ресурс] URL: https://ethnomir.ru/ (дата обращения: 16.10.2023).
- Статейнов А. География Красноярского края. - Красноярск: Буква С, 2008. - 190 с.
- Сундуев Ч. Б., Хышиктуева Л. В. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - №4. - С. 53–56.
- Холодилина, Ю.Е. Теоретические аспекты развития научного туризма в регионе // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 13 (132). - С. 500-505.
- Шаламов В.Т. Колымские рассказы. - 3 изд. - Лондон: Overseas Publications Interchange LTD, 1978. - 2539 с.